Бывшего судью Николая Чауса жизнь крепко побила-побросала с 2016 года, когда его поймали на взятке в 150 тысяч долларов, а потом с подачи высокого начальства стали по углам перепрятывать. Жалкий человек с затравленным взглядом в свои 54 года выглядит настоящим стариком Козлодоевым с мокрыми брюками, а порой ведь и брюк на нем нет, когда его фиксирует безжалостная фотокамера очередных правоохранителей, которые его снова где-то нашли.
Чаус – карикатурное воплощение образа жадного нечистоплотного судьи, его стеклянные банки с закатанным баблом, припрятанные в огороде, стали всенародным мемом, и сочувствию взяться просто неоткуда. Зато есть откуда взяться мстительному желанию, чтобы хотя бы этот ответил за все и за всех, кто это заслужил не меньше, но в розыске не числится. Поднакопилось, чего уж там. Только вот нет никакой веры в то, что последует приговор на полную катушку. Не для того кровинушку из Молдовы вытаскивали, безбожно гробя отношения с этой, с некоторых пор весьма симпатичной, страной. Впереди сделка со следствием в обмен на компромат по другому, более громкому, но от того, кажется, не более перспективному делу, в котором, по задумке, должен фигурировать бывший президент.
Насколько Николай Чаус стал символом продажного правосудия, настолько Роман Насиров приблизительно в те же годы, в 2017-м, сумел соединить в себе все ненавидимые черты украинского чиновника: тоже жадного до чужого, тоже наглого с теми, кто ниже, и рабски угодливого перед теми, кто выше. Феофания, где оба получили подозрения, навсегда связала этих двух персонажей, а Ромино клетчатое одеяло в кунсткамере украинской коррупции лежит рядом с трехлитровыми банками Коли. Напомните, в какой тюрьме мотает срок бывший главный налоговик Украины?
Глава ГФС не только на свободе, его увольнение с должности было признано незаконным, формально его в ней даже восстановили. Насиров не побежал, и для него все страхи остались позади, он порешал. Кстати, помог ему в этом неубиваемый ОАСК – Окружной административный суд Киева имени Павла Вовка. Пока шли судебные разборки, Роман сходил в президенты и получил поддержку аж 2579 человек. Последняя новость об этой чистой оболганной душе, из Штатов: оказывается, Рома состоял в переписке с Руди Джулиани, копавшим под Байдена, и федеральные прокуроры Нью-Йорка изъяли доказательства из его аккаунта электронной почты в рамках дела против адвоката и доверенного лица Трампа. Не иначе, Насиров привычно заискивал перед тамошним начальством, но у того обломилось с выборами. Роману ли не знать, каково это.
Показная безнаказанность Насирова была далеко не единственным, но одним из надолго запоминающихся ударов по постмайданной надежде украинцев на справедливое возмездие. На каждого чиновника министерского ранга отныне мысленно накидываешь клетчатое одеяло. Малоумные гонки с телом Чауса и вокруг него навсегда войдут яркой страницей в историю наших спецслужб самой разной подведомственной принадлежности, а сам Чаус, его трусы и банки, поневоле проглядывают сквозь любого украинского судью. Обращение «ваша честь» звучит как дерзкий троллинг, непонятно, почему за него не удаляют из зала суда. И да, отдельный привет нашему чудному институту президентства, без которого ни в одном из случаев тут не обошлось.
К тридцатилетию самостоятельной жизни Украина подходит с дивными традициями. Так случается, ладно, плохая генетика, проблемы в семье. Но ведь и дальше их потащит, вот в чем печаль. И ее не заглушит самый громкий юбилейный концерт.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»