Власть двоих: что принесет встреча руководителей Белого дома и Кремля

Читати українською
Владислав Фарапоновэксперт-американист

Без преувеличения весь мир ждет американо-российский саммит в Женеве – завтра там должны встретиться Джо Байден и Владимир Путин. Байден решил подытожить свое первое зарубежное турне по Европе разговором с Путиным, что весьма одобрительно оценили в ЕС и США. Он встретится с главой Кремля после саммита Большой семерки и НАТО, чтобы лучше подготовиться и фактически представить не только свою позицию, но и позицию своих европейских союзников. Зачем эта встреча обоим лидерам именно сейчас и с каким багажом они к ней подошли?

Риторика Байдена в отношении России

Инициатором встречи де-факто выступает американский президент, что тоже показательно. Говорить о позиции силы исключительно из-за этого, конечно, будет преувеличением. Но идея встречи в целом разбивает надежды части украинского общества на если не вечную, то хотя бы длительную конфронтацию Америки с Россией.

Первые полгода Байдена, как выразился экс-глава украинского МИДа Павел Климкин, можно охарактеризовать как политику кнута и пряника. То есть, один шаг на сближение и взаимодействие, а впоследствии – полтора-два шага назад. Например, Байден соглашается с тем, что Путин убийца, а затем вводит существенные для окружения Путина санкции за оккупацию Крыма и так еще несколько раз.

Президент США вряд ли надеется на серьезный прорыв в отношениях исключительно после этого разговора. Он старается не упустить возможность для диалога, и это тоже понятно. Скорее всего, Байден также не хочет постоянно притворяться вечным борцом с Россией, когда при определенных обстоятельствах его администрации выгоднее сотрудничать с РФ, а не с Китаем, например.

Путин-Байден: что между ними на самом делеВряд ли следует расценивать нынешние и будущие отношения США и России исключительно через призму заявления Байдена и ответа Путина.

Байдену выгодно противостоять России на словах: над этим упорно работает значительная часть его внешнеполитической команды, и это поддерживают европейские союзники. Интересы РФ и США пересекаются не только в Европе, но и в других регионах. Кроме того, Кремль открыто заявляет о своей стратегической миссии бороться за мировое господство именно с Вашингтоном, хотя и часто почему-то измеряет внешнюю политику Штатов по отношению к себе скоростью полета отдельных видов ракет в Москву.

Выступая перед американскими военными в городке Милденхолл, Байден подчеркнул: собирается озвучить Путину то, что он хочет, чтобы тот услышал от Байдена. Фактически Байден хочет понять: на что готов Путин, чтобы доказать, что Россия остается в игре.

На встрече Байден будет решать свои вопросы: это, возможно, подписание нового договора на смену СНВ-3, или хотя бы попытка договориться о нем. Действующий договор, предусматривающий сокращение стратегических наступательных вооружений, стороны продолжили только до 5 февраля 2026 года.

Идея Байдена – прощупать почву, на что еще готов Путин, чтобы доказать миру, что он остается влиятельным игроком. Очевидно, что только американский президент может говорить с Россией действительно с позиции силы. Хотя Москва не посылала существенных сигналов того, что готова договариваться по каким-то фундаментальным вопросам. Поэтому встреча может показаться не совсем подготовленной. Как писал Генри Киссинджер, история наказывает стратегическое легкомыслие, однако опыт Байдена, возможно, докажет другое.

Очевидно, будут говорить и об Украине, но вряд ли тема станет центральной, ведь по линии Вашингтон-Москва накопилось слишком много вопросов.

Сначала Джо Байден заявил, что он хотел бы обсудить вопросы региональной безопасности и прав человека в дополнение к стратегической стабильности. Вопрос о последней только один: действительно ли стороны до сих пор понимают одно и то же под этим термином. Кажется – нет, ведь Вашингтон все чаще об этом говорит, в частности, в контексте безопасности. А Москва сводит все к отношениям, которые ликвидируют стимулы нанесения первого ядерного удара, как в 1991 году.

Центральная тема встречи

В целом, места для маневра не слишком мало, учитывая решение администрации президента США не продолжать санкции против компании, которая ответственна за строительство «Северного потока-2». При каденции Трампа часто звучал тезис о некой «крупной сделке» с Россией, однако сейчас эта опция фактически не рассматривается.

Встреча Путина и Байдена: три тезиса о роли Украины«Украинский вопрос» точно возникнет на встрече двух президентов ‒ Джо Байдена и Владимира Путина. Каких последствий Украине стоит ожидать от итогов саммита двух лидеров ‒ анализировал политолог Александр Радчук.

Стратегическая цель США – не допустить альянса или серьезного сближения Китая с Россией. С другой стороны, слишком много недвусмысленных сигналов направляет Белый дом в последнее время. Когда большая часть энергосистемы пострадала от хакерской атаки на самую большую трубопроводную систему Colonial pipeline, Белый дом очень осторожно отметил, что хакеры – действительно из России. Но данных о том, что это сделано по указанию Кремля, не было. То есть, это может быть либо тонкая игра, чтобы не отпугнуть Путина встречаться, или изменение подходов к действиям России, когда на отдельные шаги реакция будет минимальной.

Итак, фактически, кроме санкций Байден пока ничего не может предложить Путину. Хотя, возможно, Путин со своей стороны будет пытаться торговать Украиной на переговорах, чтобы американский лидер признал, что во время его каденции Украину не возьмут в НАТО, или что США не будут усиливать свое участие в решении вопросов Донбасса или Крыма. Кстати, скорее всего, вопрос деоккупации Крыма вообще не будет рассматриваться на этой встрече. Путину не выгодно допустить даже обсуждения этой темы.

Встреча Байдена с Путиным вряд ли станет прорывной, в частности, и потому, что стороны не могут договориться даже по вопросам повестки дня, не говоря уже о существенных договоренностях в устной или письменной форме. Именно поэтому Украине не стоит надеяться на сдвиг важных для нее вопросов.

Украинская позиция была услышана во время визита госсекретаря Блинкена и разговора Зеленского и Байдена, поэтому американская сторона точно осознает желания и настроения официального Киева. Тем не менее, после встречи начинается важный период в американо-украинских отношениях, который определит участие США в «Крымской платформе», назначение американского посла, выделение помощи по безопасности.

Владислав Фарапонов, политолог-американист, аналитик «Интерньюз-Украина»

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: