Встреча Путина и Байдена: три тезиса о роли Украины

Читати українською
Александр Радчукполитолог

Встреча президента США Джо Байдена и президента России Владимира Путина, запланированная на 16 июня, с высокой вероятностью станет судьбоносной для всей международной политики и для Украины в частности.

Спектр вопросов, которые должны обсудить президенты двух государств, извечных геополитических соперников, чрезвычайно широк. В контексте саммита лидеров двух государств безусловно прозвучит и «украинский» вопрос. Причем рассчитывать, что Джо Байден исполнит роль некоего «адвоката» для нашего государства ‒ вопрос сомнительный: США прежде всего будут действовать, исходя из собственных геополитических интересов, как и Россия. И в каком субъектном положении окажется Украина ‒ можно будет спрогнозировать уже после саммита НАТО, который состоится накануне встречи Джо Байдена и Владимира Путина.

Интересная деталь еще и в том, что сам формат встречи ‒ саммит глав государств ‒ предполагает не просто диалог на проблемные вопросы, но и более расширенное представительское участие со стороны обоих государств ‒ министров и дипломатов. Ведь саммит предусматривает подписание определенных документов, что это будут за договоренности и какими соглашениями они будут подкреплены ‒ покажет время.

А для Украины ключевыми маркерами станут три основных вопроса.

Вопрос Донбасса

На самом деле, встреча Байдена и Путина в Женеве может дать старт одному из двух сценариев относительно дальнейшей судьбы Донбасса.

Встреча Байдена и Путина не особо повлияет на ситуацию в Украине – КулебаСитуацию не удалось изменить Трампу, который был настроен на перезагрузку отношений с Россией, и нет никаких признаков, что ее удастся изменить Байдену

Вариант первый ‒ выход из тупика Минских переговоров (очевидно, что последние события в Беларуси и очередное «похолодание» отношений с Украиной – будут только способствовать этому), и перезапуск вопроса мирных переговоров в направлении деоккупации ОРДЛО и медленного возвращения этих территорий под контроль Украины.

В таком сценарии есть много дипломатических хитростей, маневров и нюансов ‒ и пока рано говорить о том, чем будет такое развитие событий для Украины ‒ очередной «зрадой», или действительно долгожданной победой.

Вариант второй ‒ окончательная оккупация и аннексия ОРДЛО в состав России. К этому варианту Кремль уже готовится давно, проводя масштабную паспортизацию населения Донбасса и нащупывая «болевой порог» мирового сообщества своими военными маневрами на границе с Украиной. В таком случае ‒ и президент Владимир Зеленский уже частично анонсировал подобную инициативу ‒ скорее всего, в Украине будет инициирован референдум относительно видения дальнейшей судьбы возвращения утраченных территорий. Вполне возможно, что деоккупация и возвращение ОРДЛО перейдет в статус «законсервированных» на неопределенное время, или будет предложен проект под условным названием «Стена-2»

Вопрос Крыма

Сдвинуть вопрос Крыма на саммите в Женеве будет еще труднее ‒ какими бы эпитетами не награждал Джо Байден своего российского коллегу, и сколько бы раз в США не подтверждали свою приверженность территориальной целостности Украины.

Украина может окончательно потерять ОРДЛО – экс-министрУкраина должна выработать совместную с Европейским союзом и США стратегию, как этому препятствовать

Безусловно, если вопрос деоккупации Крыма будет поднят на Женевском саммите ‒ это станет своеобразной дипломатической победой лично Джо Байдена. Тем не менее, Кремль однозначно уже подготовил свой ответ и на этот болезненный для нашего государства вопрос.

Что касается Крыма, то именно саммит в Женеве даст четкий ответ ‒ будут ли успешными дальнейшие дипломатические шаги Украины в создании и деятельности Крымской платформы. Пока Украине, несмотря на свою не слишком влиятельную международную субъектность, за последние полгода удалось сделать практически невозможное ‒ актуализировать тему Крыма на международной арене и найти себе новых союзников в запуске Крымской платформы.

Вопрос будущей судьбы украинской ГТС

Наконец вопрос, который точно станет судьбоносным не только для экономического будущего Украины, но и для дальнейшей президентской карьеры Джо Байдена ‒ вероятные уступки США в вопросе запуска «Северного потока-2».

Эксперты и политические обозреватели ведущих американских СМИ отмечают, что возможные уступки Байдена в вопросе усиления санкций в отношении компаний, которые участвуют в строительстве трубопровода, и в целом возможность отсрочить введение нового пакета санкций в отношении российских чиновников могут негативным образом повлиять на позиции президента США именно среди его однопартийцев.

Отказ от санкций против СП-2 является шагом Байдена навстречу Путину – экспертЭтот шаг со стороны США был достаточно прогнозируемым, и теперь стоит ожидать, что Путину дадут достроить газопровод

Для Украины же любое содействие США в проекте «Северный поток-2», будет это отсрочка в санкциях или молчаливое согласие на достройку трубопровода, означает еще большие геополитические риски и очередные угрозы нацбезопасности. Не говоря уже о судьбе украинской ГТС, которая в случае запуска «Северного потока-2» перестанет быть стратегическим преимуществом и для нашей экономики, и тем более нужной для европейских компаний.

Правда, окончательно неизвестно, при каких условиях в США могут согласиться с идеей достроить и запустить «Северный поток-2». Возможно, на кону будет более стратегический вопрос, от успешного решения которого Украина только выиграет. Впрочем, как известно, Кремль не слишком высоко ценит любые договоренности не в своих интересах. Даже те, которые подкреплены соглашениями и подписаны на бумаге с конкретными фамилиями и инициалами.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: