Города, острова и шельфы: какие территориальные конфликты есть у стран-членов НАТО

Читати українською

14 июня в Брюсселе состоится саммит лидеров стран Североатлантического альянса. Встреча, скорее всего, пройдет без участия украинской стороны как страны-партнера, однако на повестке дня будет вопрос возможного получения Украиной Плана действий по членству в НАТО. «Слово и дело» проанализировало, у кого из членов Альянса есть несогласованные территориальные вопросы, которые не помешали вступлению стран в НАТО.

Территориальные конфликты есть у стран-членов НАТО, смотрите на эксклюзивной инфографике Слово и дело.
Территориальные конфликты стран-членов НАТО ‒ инфографикаСлово и делоИзображение максимального размера (откроется в новом окне)

С 1807 года между Португалией и Испанией длится спор о принадлежности города Оливенсы и прилегающей территории. В 1801 году в результате Бадахоского мирного соглашения эти земли перешли от Португалии к Испании, но впоследствии Лиссабон потребовал вернуть территории.

Однако несмотря на этот спор, отношения между странами остаются настолько теплыми, что в 2008 году муниципалитеты по обе стороны границы, в том числе Оливенса, вошли в совместный еврорегион и тесно сотрудничают друг с другом. Сейчас Португалия не выдвигает Испании территориальных претензий, однако не признает испанский статус города.

Между США и Канадой есть четыре нерешенных территориальных вопроса. Они до сих пор спорят о принадлежности островов Мачайас-Сил и Норт-Рок, а также не до конца согласовали, где проходит морская граница в протоках Сан-Хуан-де-Фука и Диксон-Энтранс. Кроме того, причиной дискуссии стала водная граница в Портлендском канале и морская граница в море Бофорта.

Также конфликт есть между Грецией и Турцией. Территориальные воды и шельфы Эгейского моря стали причиной спора из-за разведки и эксплуатации газовых родников на шельфах. Конфликт не решен и периодически переходит в острую фазу. Также открытым остается вопрос военно-политического контроля над островом Кипр и эксплуатации газовых родников на шельфах Средиземного моря у острова.

Еще один конфликт из-за принадлежности территории вспыхнул между Великобританией и Испанией. В 1704 году Великобритания захватила небольшой испанский остров Гибралтар, а через девять лет Испания официально передала Гибралтар Англии по Утрехтскому соглашению. Позже испанские силы несколько раз осаждали остров, надеясь вернуть его испанской короне.

На двух референдумах 99% гибралтарцев заявляли, что хотят оставаться под управлением Лондона, но до сих пор периодически и безрезультатно правительства Испании, Великобритании и Гибралтара проводят трехсторонние переговоры о принадлежности территории.

Необитаемый остров Ганс площадью 1,3 кв. км лежит посередине пролива, разделяющего Канаду и Гренландию. Примечательно, что обе стороны заявляют о своем суверенитете над островом и вывешивают над ним свои знамена.

Спор между Канадой и Данией не привел к вооруженным столкновениям, но с конца 1980-х годов на остров регулярно, хотя и не одновременно прибывают военные корабли обеих стран, ставят свои флаги и оставляют у подножия флагштока бутылку: канадцы ‒ виски, а датчане ‒ шнапс, из-за чего конфликт неформально называют «война виски и шнапса».

Хорватия и Словения конфликтуют из-за морской границы в Пиранском заливе Адриатического моря. Стороны требовали демаркации границы между двумя странами, и в 2017 году Арбитражный суд Гааги определил линию демаркации, но Хорватия отказалась признавать решение суда. Конфликт не решен до сих пор.

Кроме того, у стран-членов НАТО есть территориальные конфликты с государствами, которые не входят в Альянс. Например, Великобритания и Аргентина спорят о принадлежности Фолклендских островов, а США и Гаити не могут решить, кому принадлежит остров Навасса. А вот за принадлежность рифа Бахо-Нуэво с 1882 года спорят США, Колумбия, Никарагуа и Ямайка.

Великобритания и Ирландия конфликтуют из-за водной границы в заливах Лох-Фойл и Карлингфорд-Лох. Вопрос демаркации границы вновь встал после брексита, спор до сих пор не решен.

Франция и Мадагаскар спорят из-за принадлежности рифа Банк-дю-Гейзер, островов Бассас-да-Индия и Европа и острова Жуан-ди-Нова в Мозамбикском проливе ‒ Мадагаскар заявляет о своих правах на острова. А вот Испания и Марокко не решили, кому принадлежат города Сеута и Мелилья.

Великобритания и Маврикий с 1968 года спорят о принадлежности архипелага Чагос, который имеет большое геополитическое значение.

К слову, станет ли Украина ближе к НАТО на фоне возможной российской агрессии, читайте в материале политолога Александра Радчука.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: