Активизация российских войск на границе с Украиной и увеличение их численности в оккупированном Крыму и ОРДЛО – удачный ход Кремля, чтобы выяснить, кто есть кто на шахматной доске мировой геополитики.
Будущие военные учения российских войск, которые точно имеют целью заставить понервничать украинскую власть, добавляют проблем и Европе, и США, и Турции, и странам-членам НАТО. В целом Украина оказалась в эпицентре глобального перераспределения сил влияния, и ситуация только усугубилась после избрания новым президентом США Джо Байдена.
В то же время, не воспользоваться нынешним положением было бы крайне недальновидно именно для Украины. Ведь в случае полномасштабных военных действий или любой другой эскалации со стороны российских войск на украинскую территории – это поставит под угрозу ситуацию с безопасностью уже у границ с ЕС. И вообще может в очередной раз акцентировать на несостоятельности западных государств эффективно реагировать на вполне реальные угрозы, какими бы призрачными они не казались на первый взгляд.
На днях Украина выбрала наступательную стратегию в дипломатическом направлении. Понимая, что переговоры в Нормандской формате больше не действуют, президент Украины, находясь с визитом во Франции, актуализировал два тезиса - необходимость гарантий со стороны европейских стран по вступлению Украины в ЕС, и желание как можно скорее вступить в НАТО.
Но вообще рассматривается ли возможность вступления Украины в Альянс со стороны самих государств-участников этого блока? И какими могут быть альтернативы для Украины?
Что изменит ПДЧ?
Самым интересным тезисом главы государства, который он озвучил в контексте желания Украины интегрироваться в НАТО – стал акцент именно на геополитической составляющей. Мол, угроза российского вторжения в Украину для НАТО должна стать гораздо приоритетнее, чем ожидания дальнейших реформ и изменений внутри нашего государства.
«Мы выстояли уже более 7 лет и постоянно совершенствуемся. Это точно не секрет для тех наших друзей из НАТО, которые приезжают в Украину, участвуют в совместных учениях с нашими военными, проводят тренинги. Мы понимаем, что Украина должна соответствовать стандартам НАТО, и проводим необходимые реформы. Однако нельзя сводить все только к реформам, и особенно сейчас, когда явно не реформы способны не допустить расширения российской агрессии», - отметил глава государства.
Владимир Зеленский считает, что Украина должна получить План действий по членству в НАТО, чтобы почувствовать настоящую поддержку со стороны западных государств в противостоянии с РФ. В Министерстве обороны Украины даже отметили, что ПДЧ Украина должна получить уже до конца текущего года.
Саммит НАТО, который должен состояться уже в июне, хорошая возможность актуализировать данный вопрос. Вероятно, военные маневры, которые устраивает Кремль, не в последнюю очередь касаются именно этого события – Москва намекает Западу, что предоставление ПДЧ Украине и Грузии будет восприниматься как прямая угроза геополитическому балансу в восточноевропейском регионе. Мол, так близко НАТО еще не подходило к российским границам.
Однако в действительности, и Украина, и Грузия, а также Финляндия, даже не являясь членами НАТО и будучи непосредственными соседями РФ, уже давно сотрудничают с Альянсом в рамках программы партнерства с расширенными возможностями. Предоставление ПДЧ в нынешней ситуации может действительно спровоцировать агрессора к непродуманным действиям - и чтобы избежать такого сценария, в НАТО выбирают другую стратегию, а именно сужать поле для возможной эскалации и бороться с агрессивными намерениями РФ путем наложения санкций.
И даже если ПДЧ будет предоставлен уже в этом году – вряд ли этот шаг можно будет оценить как значительный прогресс на пути интеграции Украины в НАТО. Со стороны Альянса это может быть символический шаг и декларация о поддержке Украины, ведь для полноценного статуса членства в НАТО могут пройти долгие годы, необходимые именно для реформирования государства и его Вооруженных сил. Поэтому вероятнее всего, Украина таки останется в статусе государства-партнера НАТО, однако ее вступление в Альянс останется долговременной перспективой.
Восстановление статуса ядерного государства
Возникает вопрос: а если не надеяться на коллективные меры безопасности, имеет ли Украина шансы в противостоянии с агрессивным соседом, полагаясь только на собственные силы?
Фактически, обесцененный за последние 7 лет странами-подписантами Будапештский меморандум вроде развязывает руки и языки украинским политикам в вопросе возможного возобновления ядерного статуса для Украины. Мол, или мы становимся частью коллективной безопасности в рамках членства в НАТО, или необходимо возвращаться к статусу ядерной державы.
Однако и в этом вопросе больше фантазий, чем реалий жизни. Разговоры о ядерном статусе – это не слишком дипломатическое желание со стороны Украины «надавить» на европейские страны и повысить «ставки». И в Украине, и на Западе, и даже в России хорошо понимают, что прежде всего финансовой возможности восстановить и поддерживать в надлежащем состоянии ядерный потенциал самостоятельно Украина не имеет. А учитывая долгий путь денуклеризации, который прошла наша страна - не в последнюю очередь, и благодаря финансированию со стороны ЕС, - повернуть в обратную сторону будет невозможно.
Альтернатива в региональных военных союзах?
Как быть в ситуации отсутствия «зонтика безопасности» НАТО и без ядерного оружия? На самом деле Украине уже давно подготовлена новая геополитическая стратегия, целью которой является создание регионального союза безопасности - «европейского пояса» вокруг границы с РФ и союзной ей Беларуси.
О возможности и необходимости региональных военных союзов Украине давно намекают и в ЕС, и в Вашингтоне. Ведь заключение военных договоров с государствами-соседями, которые выбрали путь евроинтеграции - Грузией, Молдовой, а также государствами-членами ЕС - Латвией, Литвой и Эстонией, Польшей - может дать гораздо больше преимуществ Украине, чем тот же ПДЧ.
При этом уже на таком региональном уровне Украина получает партнеров, которым точно не безразлична взаимоподдержка и система коллективной безопасности - ведь все эти государства находятся на границе с Россией, которая постоянно намекает на свой доминантный геополитический вес в восточноевропейском регионе.
В ситуации, когда часть территории Украины находится в оккупации, а враг напоминает о своей военной мощи - с точки зрения государственной политики было бы слишком наивно думать, что даже членство в НАТО могло бы обезопасить наше государство от угроз со стороны России. Более того, в НАТО понимают, что любое дальнейшее сближение с Украиной может привести к участию Альянса в военном конфликте. А это противоречит самой философии коллективной безопасности НАТО, построенной на методах сдерживания, а не участия в прямых военных конфликтах.
Поэтому единственный выход для Украины - занять проактивную позицию в региональном измерении и выстроить собственное пространство безопасности, наращивая военную и экономическую мощь, и не прекращая тесного сотрудничества с Альянсом.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»