Сотрудники СБУ пресекли деятельность незаконного вооруженного формирования. По версии следствия, его деятельность была направлена на совершение тяжких преступлений, в том числе и против национальной безопасности. Организаторами этого формирования, по мнению правоохранителей, являлись народный депутат предыдущего созыва Семен Семенченко, а также Евгений Шевченко, известный как «внештатный агент НАБУ». Впрочем, история с разоблачением ЧВК «Семенченко», очевидно, выходит за рамки спецоперации по ликвидации незаконного вооруженного формирования.
По данным СБУ, в состав «частной военной компании», возможными организаторами которой были названы Семен Семенченко и Евгений Шевченко, входили более 150 человек, а сама организация действовала под прикрытием охранных фирм и общественных организаций. Подготовка участников ЧВК велась на специально обустроенной базе в Киевской области. Организаторы (по данным СБУ - 15 человек, вместе с Шевченко и Семенченко) предпочитали иметь дело с бывшими военными и сотрудниками правоохранительных органов, принимавшими участие в боевых действиях.
Помимо этого, по версии следствия, «Семенченко и Шевченко являются возможными организаторами и участниками противоправной схемы по ввозу вне таможенного контроля военных запчастей и товаров двойного назначения из Российской Федерации, которые впоследствии продавали государственным предприятиям оборонной сферы по завышенным ценам». Большое количество различного оружия было обнаружено и на базе участников ЧВК. Также зафиксированы данные об участии фигурантов в заключении контрактов на использование ЧВК «с различными представителями стран Ближнего Востока».
История с разоблачением незаконной военизированной организации примечательна своими действующими лицами. Народный депутат предыдущего созыва Семен Семенченко (он же Константин Гришин) известен как основатель и командир добровольческого батальона «Донбасс». Это подразделение было создано весной 2014 года для ведения боевых действий на востоке Украины против сепаратистских бандформирований.
Батальон «Донбасс», который потом перешел под эгиду МВД, стал одним из самых известных добробатов первого периода войны, а сам Семен Семенченко – видной медийной личностью. Его лицо поначалу было скрыто под балаклавой. Именно в таком виде Семенченко долгое время появлялся на эфирах, поясняя такую секретность опасением за жизнь и здоровье родных, живущих на неконтролируемых территориях. Героические деяния комбата, а также его статная фигура стали объектом восхищения у некоторых женщин, с нетерпением ожидавших того дня, когда комбат, наконец, «откроет личико»… И многие были крайне разочарованы, когда это произошло.
«Развиртуализация» Семена Семенченко случилась уже после памятного Иловайского сражения, в котором батальон «Донбасс» понес тяжелые потери, а сам Семенченко почти не участвовал, получив осколочное ранение. По этой причине, комбата эвакуировали на лечение еще до формирования кольца окружения, вследствие вторжения российских войск. Став депутатом, Семен Семенченко полностью утратил свою медийность. А совсем недавно Семенченко вообще был лишен офицерских воинских званий.
Второй фигурант, так называемый «внештатный агент НАБУ» Евгений Шевченко известен своим участием в различных оперативных разработках Бюро, в частности, касательно некоторых лиц, которые за взятки хотели закрыть дела в НАБУ. Личность Шевченко фигурирует и в памятном деле Гладковского, двухгодичной давности, о поставках запчастей для бронетехники по «серым» схемам из РФ.
Почему Семенченко, почему Шевченко и почему именно сейчас? Здесь нужно вспомнить о том, что батальон «Донбасс» формировался на территории Днепропетровской области, администрацию которой в 2014 году возглавлял бизнесмен Игорь Коломойский. И хотя Семен Семенченко всячески отрицал это обстоятельство, но, судя по всему, именно Коломойский неофициально поддерживал «Донбасс» и целый ряд других добробатов. Тем самым олигарх сыграл положительную роль в обороне востока Украины, но параллельно создал некое подобие частной армии, чем сильно встревожил тогдашнюю власть, поспешившую ассимилировать добровольческие батальоны в официальных структурах. Сам же Коломойский вступил в соперничество с Петром Порошенко и приход к власти Владимира Зеленского – один из результатов этого противостояния.
Но сейчас против Игоря Коломойского введены санкции в США, а Владимир Зеленский очень ждет, когда же к нему позвонит новоизбранный президент Джо Байден. Идеальным способом привлечь внимание президента США было бы ввести аналогичные санкции против господина Коломойского, но, очевидно, действующая власть пока не может себе этого позволить. А вот больно ударить по полузабытым соратникам, вроде Семена Семенченко – вполне.
Евгений Шевченко сам объяснил внимание СБУ к своей персоне. «Следствие по делу началось полгода назад - сразу после того, как я обвинил Ермака (главу Офиса президента Андрея Ермака, - Авт.) в государственной измене по делу «вагнеровцев»… Наверное, такое совпадение… О «вагнеровцах» вскоре более подробно расскажут журналисты-расследователи Bellingcat», ‒ написал Шевченко в своем Facebook, поспешив при этом отвергнуть свою причастность к созданию ЧВК «Семенченко».
Напомним, что 33 членов ЧВК «Вагнер» задержали в Беларуси 29 июля 2020 года. Позже стало известно, что это была тщательно спланированная спецоперация украинских спецслужб, которая сорвалась якобы после секретного совещания в ОП с участием Ермака. Обстоятельства этого провала и расследуют в Bellingcat. Выход фильма-расследования ожидался в марте, но был перенесен на апрель. Сотрудники ОП, во главе с Андреем Ермаком, ожидают «премьеры» с большой опаской.
Таким образом, громкая история с ЧВК «Семенченко» выходит за рамки спецоперации по задержанию опасных подозреваемых. Нынешняя власть имеет крайне мало возможностей для того, чтобы показать громкие кейсы борьбы с преступностью и деструктивной деятельностью олигархов. Но кейс с Шевченко и Семенченко – один из них.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»