Юрист оценил шансы прохождения в Раде изменений в Конституцию об увольнении директора НАБУ

Читати українською
Богдан Бондаренкоэксперт по конституционному праву

Правительственный законопроект об изменении статуса НАБУ и возможности увольнения Артема Сытника с должности директора ведомства не настолько заслуживает внимания, как законодательная инициатива, поданная в Верховную раду многочисленной группой нардепов относительно внесения изменений в Конституцию в части назначения и увольнения директоров НАБУ и ГБР. Об этом в комментарии «Слово и дело» сказал эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко.

Суть депутатского законопроекта в том, что предлагается урегулировать вопрос назначения и увольнения директоров НАБУ и ГБР, прописав в Конституции, что такие полномочия должны быть как у президента, так и у парламента.

«Речь идет о том, чтобы увольнение директора НАБУ президентом происходило по согласованию Верховной рады. Так же, как генпрокурора и главы СБУ. В целом, идея связана с тем, что общие полномочия точно лучше, чем если бы они принадлежали исключительно президенту. Если будет баланс, то это все же лучше», – сказал юрист.

Покладистый Сытник и «белая ворона» НАБУ. Колонка Сергея БережногоИнициатива насчет снятия Сытника – лишь увертюра к основному действию – очередной лобовой попытке полностью уничтожить или разоружить НАБУ как инструмент борьбы с коррупцией.

Относительно правительственного законопроекта, который, в частности, предлагает уволить Сытника, по мнению Богдана Бондаренко, он практически не имеет шансов быть проголосованным в парламенте, как и предыдущий документ, который подавал Кабмин в конце минувшего года.

«На самом деле, исправить ситуацию по Сытнику любым законопроектом трудно. Он занимает должность, сам не ушел, уволить его по какой-то юридической процедуре невозможно, поэтому, скорее всего, он будет в должности еще год – до апреля 2022 года, когда истекают его полномочия. Повторно он не может быть назначен», – пояснил эксперт.

При этом Бондаренко отметил, что если нового директора НАБУ не назначат вовремя, его полномочия будет выполнять первый заместитель. Поэтому до окончания полномочий Сытника было бы хорошо, чтобы парламент принял соответствующие изменения в Конституцию и после проведения конкурса новый директор мог бы быть назначен на должность по согласованию с парламентом.

«Проголосовать новую кандидатуру и этот вопрос наконец снимется. Время есть, если ставить себе цель сделать все по-нормальному, то такая возможность есть», – убежден Бондаренко.

Юрист считает, что предложенный нардепами законопроект может решить проблему о конституционных полномочиях президента относительно назначения и увольнения директоров НАБУ и ГБР, которая возникла еще в 2015 году.

«Если посмотреть предыдущее предложение, поданное президентом в августе 2019 года, когда семь законопроектов предусматривали различные изменения в Конституцию, и одно из них касалось назначения и увольнения директора НАБУ и ГБР. Тогда президент хотел получить эти полномочия. Теперь предлагается разделить их между президентом и парламентом», – уточнил Бондаренко.

По его мнению, шансы на прохождение депутатского проекта закона о НАБУ и ГБР станут понятны после первого чтения.

Ранее «Слово и дело» писало, что в НАБУ отреагировали на законопроект Кабмина, позволяющий уволить Сытника.

Также мы разбирались, какие последствия будет иметь решение КСУ о неконституционности назначения Сытника.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: