Строительство дорог: как менялся рынок битума в Украине за последние 10 лет

Читати українською

Чем активнее в Украине строятся дороги, тем больше для этого нужно битума, который у нас производится в недостаточных количествах. Высокий спрос важного стройматериала привел к тому, что в Украине цены на битум одни из самых высоких в Европе. «Слово и дело», основываясь на данных «Консалтинговой группы А-95» решило изучить, как менялся рынок битума в Украине – его производство, экспорт и импорт в 2010-2020 годах.

Объем поставок битума на украинский рынок в 2020 году составил 1 млн 188 тыс. тонн, увеличившись за год на 84,6%. Это рекордный показатель за всю историю независимой Украины.

Такое высокое потребление битума объясняется масштабным строительством и ремонтом украинских дорог. Благодаря расширению программ дорожного строительства трейдеры смогли укрепить инфраструктуру, проработав новые источники поставок, а производители инвестировали средства в расширение мощностей.

Производство битума на украинских НПЗ выросло на 50,3% – до 329,7 тыс. тонн против 219,3 тыс. тонн в 2019 году. Подавляющий объем обеспечил Кременчугский НПЗ «Укртатнафта», выпустивший 319 тыс. тонн.

При этом доля украинских НПЗ составила 27,6%, а импорт вырос до 72,4%. Всего десять лет назад в 2010-м пропорции были диаметрально противоположные: собственное производство составляло 87,2% (465 тыс. тонн), а импорт – 12,8% (68 тыс. тонн).

Спад производства битума в Украине происходил с 2011 до 2016 года, главным образом вследствие малого госфинсирования строительства дорог и закрытия Лисичанского НПЗ в 2012 году.

В 2017 году на отечественных НПЗ произвели 134 тыс. тонн битума (19,4%), а импортировать пришлось 556 тис. тонн (80,6%).

Увеличение финансирования стимулировало рост импорта в 2020 году до 860,2 тыс. тонн или почти вдвое (427,8 тыс. Тонн в 2019 г.).

Основным поставщиком битума в 2020 году стала Беларусь, откуда завезли 582,6 тыс. тонн, или на 77% больше показателя 2019 года (253,7 тыс. тонн). Таким образом, Беларусь сохранила за собой половину украинского рынка битума (49% в 2020 против 51% в 2019). Столь высокий показатель Беларуси отчасти объясняется российским эмбарго на экспорт битума в Украину, введенным весной 2019 года.

Практически втрое – с 45,2 тыс. тонн до 134 тыс. тонн – выросли объемы польских битумов, которые заняли 11% рынка (7% годом ранее).

Десять лет назад 64,7% битума в Украину завозили из РФ – 44 тыс. тонны, а из Беларуси – 23 тыс. тонн битума (33,8%). В 2011 году Беларусь поставила в Украину 33% битума (64 тыс. тонн). А РФ – 51,5% (103 тыс. тонн).

Из Польши поставки битума начались в 2017 году, откуда в Украину поступила 41 тыс. тонн (7,4%), и к 2020 году они возросли до 126 тыс. тонн (15,6%).

Впервые в истории Украины битум стали завозить в страну по морю в 2020 году. Наибольший объем морского ресурса пришелся на Грецию — 35,6 тыс. тонн, из Азербайджана по морю прибыло 32 тыс. тонн, из Турции — 31,1 тыс. тонн, из Италии — 19 тыс. тонн и из Испании — 10,3 тыс. тонн. Всего было принято 23 танкера с битумом, морские поставки заняли 12% рынка.

Ранее «Слово и дело» совместно с директором «Консалтингової групи А-95» Сергеем Куюном разобралось, не связана ли дороговизна строительства и ремонта дорог в Украине с высокими ценами на битум, который используется в строительных работах.

Также мы писали, что министр инфраструктуры Владислав Криклий заверил – Украина не будет закупать российский битум для строительства дорог.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: