Все о дистанционном обучении: чем экстернат отличается от семейного образования

Читати українською
Обучение бывает традиционное школьное, семейное, индивидуальное, заочное, экстернат и педагогический патронат.
Слово и дело

Во время карантина из-за коронавируса всех школьников принудительно перевели на дистанционное обучение и для многих родителей этот опыт оказался травматическим. Хотя в Украине уже давно существуют частные дистанционные школы, которые пользуются большим спросом, а в соцсетях все больше родителей объединяются в группы и делятся опытом обучения вне классической школы. «Слово и дело» разбиралось, что такое экстернат, дневная, вечерняя, заочная, индивидуальная, семейная формы обучения и педагогический патронаж.

Какие формы обучения есть в Украине?

В Министерстве образования разъяснили, что в Украине ученикам доступны три формы, по которым можно организовать индивидуальное обучение в школе: экстернат, семейное (домашнее) и педагогический патронаж.

Об этом говорится в законе «Об образовании» (ст.9):

  • лицо имеет право получать образование в различных формах или сочетая их,

  • основными формами получения образования являются:

  • институциональная (очная, дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая);

  • индивидуальная (экстернат, семейная (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве);

Что такое дистанционное обучение?

Если по закону об образовании четко понятно, что ученик может выбирать любую форму обучения, то что это за формы и есть ли у них преимущества, не ясно.

Дистанционное обучение – это общий термин, объединяющий несколько форм образования:

Экстернат – это дистанционная форма обучения, при которой ребенок оформлен в определенной школе, но учится дома. Ученик самостоятельно усваивает весь материал, после чего в школе оценивают его знания. Существуют определенные группы учащихся, которые могут перейти на экстернат.

Семейная (домашняя) форма обучения – это когда ребенок также учится дома, но оформлен в обычной школе. В отличие от экстерната, на семейную форму обучения может перейти любой ученик. Весь образовательный процесс для ученика самостоятельно организуют его родители. Они же отвечают за получение знаний на уровне не ниже образовательных стандартов.

Педагогический патронаж – это дистанционная форма обучения, во время которого учитель учит ребенка у него дома. Временное или постоянное оформления возможно по состоянию здоровья и по заключению спецкомиссии.

Заочная форма обучения предполагает периодическое посещение заведения во время сессий, однако таких школ очень мало. В основном это вечерние школы, которые имеют также и дневную форму обучения.

Что такое экстернат?

Опять обращаемся к закону об образовании (ст.53), в котором указано, что соискатели образования имеют право на:

  • обучения в течение жизни и академическую мобильность;

  • индивидуальную образовательную траекторию, которая реализуется, в частности, через свободный выбор видов, форм и темпа получения образования, учебных заведений и предлагаемых ими образовательных программ, учебных дисциплин и уровня их сложности, методов и средств обучения.

Ученик на экстернате «прикреплен» к определенной школе, но учится дома. При этом он сдает все годовые контрольные в школе, учится по школьным учебникам и приходит на консультации к учителям в школу. ГНА и ВНО школьник сдает со своими одноклассниками.

Особенность экстерната в том, что законодательно он доступен не для всех. Согласно Положению о экстернате в общеобразовательных учебных заведениях на него могут перейти только:

  • ученики с особыми потребностями;

  • дети-спортсмены или занимающиеся искусством;

  • ученики, опережающие школьную программу;

  • дети, которые часто переезжают в связи с командировками родителей или живущие за границей;

  • ученики, которые проживают на временно оккупированной территории или на неконтролируемой территории Украины;

  • дети-иностранцы или ученики без гражданства, проживающие на территории Украины;

  • ученики, которые не завершили получение общего среднего образования или являются выпускниками прошлых лет и не получили результаты годового оценивания по отдельным учебным предметам и/или не прошли аттестацию.

Главная особенность экстерната – самостоятельное обучение. Ребенок приходит в школу только на короткие консультации с учителем (15 минут согласно графику, и не более трех часов в течение учебного года). Это не репетиторские занятия, а консультации.

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзивное образование предполагает обучение для лиц с особыми образовательными потребностями в обычных школах. Инклюзии организуют для дневной или вечерней форм обучения.

Если же состояние здоровья не позволяет учиться в традиционной школе, ученик или его родители могут выбрать дистанционное обучение или одну из форм индивидуального.

Можно ли сочетать различные формы обучения?

Да, закон это предусматривает. Такое сочетание можно реализовать спомощью индивидуального учебного плана, который формируют для ученика в учебном заведении. О сочетании различных форм обучения необходимо указывать в заявлении, когда ученик вступает в школу и обсудить этот момент с администрацией учебного заведения.

Что предусматривает дистанционная форма обучения?

Как и в традиционной форме обучения, дистанционная происходит в соответствии с государственными учебными программами Министерства образования Украины. Каждый выпускник по окончании получает государственные документы об образовании: свидетельство о базовом общем среднем образовании (9 класс), аттестат о полном общем среднем образовании (11 класс).

Также ученики на дистанционной форме обучения имеют те же права, что и те, кто ходит в обычную школу (об этом ниже).

На дистанционное обучение часто переходят дети, которые не вписываются в традиционную школьную систему с жестким графиком, хотят иметь больше свободного времени для посещения кружков и занятий спортом, развития индивидуальных талантов или для путешествий.

Среди преимуществ дистанционки: не надо тратить время на дорогу в школу, носить тяжелые учебники, сидеть в переполненных классах, есть невкусную пищу в школьных столовых, терпеть школьный график.

В семейном обучении родители могут нанять ребенку репетиторов или обучать ее самостоятельно.

В частных школах детям предлагают онлайн-консультации по каждому предмету, видеоконференции, групповые консультации в форме ежедневного консультативного чата, глазные консультаций с учителем и профессиональную подготовку к ВНО. Место жительства не имеет значения. Главное, чтобы был хороший интернет.

Среди минусов – не все дети способны самостоятельно организовать свой учебный план и придерживаться его. Контроль в основном ложится на плечи родителей. Для социализации ребенка часто нужны дополнительные активности.

Какие права есть у учащихся на альтенативних формах обучения?

Ученики дистанционной формы обучения могут использовать всю инфраструктуру учебного заведения – учебную, спортивную, научную и др. Ученик может оформить ученический билет и пользоваться необходимыми учебниками, в том числе электронными.

Ученик также может рассчитывать на помощь педагогических работников, иметь психологическое и социально-педагогическое сопровождение, проходить оценивание учебных достижений и/или государственную итоговую аттестацию, а также получить документ об образовании.

Ученик может участвовать в экскурсиях, практических занятиях. В случае педагогического патронажа учитель может периодически привлекать ученика к школьному коллективу для социализации.

Если несколько учеников находятся на лечении в одном заведении, они также могут учиться в группе.

Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в олимпиадах?

Да, ученики, которые учатся на индивидуальной форме, могут на общих основаниях участвовать в олимпиадах, турнирах, конкурсах и других соревнованиях.

Их также могут награждать похвальными листами и грамотами, золотой и серебряной медалями.

Что предусматривает индивидуальная форма образования?

При любой форме образования, в том числе индивидуальной, необходимо, чтобы ученика приняли в заведение – для этого нужно подать необходимые документы.

Основной документ для зачисления или перевода на индивидуальную форму обучения – заявление одного из родителей ребенка или самого ученика, если он совершеннолетний. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий личность ученика, медицинская справка № 086-1/о и документ об образовании, если он есть.

Внутренне перемещенные лица, беженцы и лица с документами о необходимости защиты могут не подавать некоторые документы, если у них есть на то причины.

Когда можно переходить на дистанционную форму обучения?

Зачисление на дистанционную форму образования обычно проводят до начала учебного года.

Перевод на индивидуальную форму может происходить и в течение учебного года, но не позднее чем за 3 месяца до годового оценивания или государственной итоговой аттестации. Однако такое ограничение не применяется для перевода на педагогический патронаж.

Для лиц, которые получали или получают образование за рубежом или имеют отношение к временно оккупированных территорий, зачисление и перевод на экстернат возможно в течение всего календарного года.

Формы образования, которые обеспечивает заведение, обязательно должны быть указаны на его сайте. Если у заведения нет сайта, такую информацию следует искать на сайтах его учредителей.

Можно ли вернуться на обычную форму обучения?

Решение об этом может быть принято как родителями, так и педагогическим советом учебного заведения.

Такую норму могут применить к ученику 9 класса, во время обучения по индивидуальной форме, если он показал низкий результат по предмету, который он изучал углубленно. Или к ученику на семейной или экстернатной форме, который показывает низкий уровень знаний в целом.

Как оценивают ученика на дистанционной форме?

Оценивание результатов обучения и аттестация по всем формам индивидуального образования происходит в школе.

Форму, содержание и способ текущего и итогового оценивания выбирает учебное заведение. Формы и средства оценивания могут быть описаны в индивидуальном учебном плане ученика. В таком случае педагогические работники должны придерживаться указанных форм.

Важно помнить, что только наличие портфолио, индивидуального образовательного профиля и других форм фиксации индивидуальных достижений ученика (без итогового оценивания и/или аттестации) не является основанием для перевода в следующий класс и издания документа об образовании.

Ранее «Слово и дело» писало, что МОН просит 3 млрд из Фонда борьбы с COVID. Как планируют потратить эти средства – смотрите на инфографике.

Также сообщалось, что в МОН прояснили ситуацию с повышением зарплат учителей.

Ирина Рыбинская, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: