Конституционный суд Украины перенес рассмотрение представления нардепов о конституционности закона о рынке земли. Если КСУ признает закон неконституционным, он потеряет силу и никакого рынка земли в Украине с 1 июля 2021 года не будет. «Слово и дело» посмотрело, как часто и какие законы и законопроекты КСУ признавал неконституционными.
Отметим, что Конституционный суд может признать неконституционными отдельные положения закона. Тогда сам закон остается в силе, но те его нормы, которые не соответствуют Основному закону Украины, парламент должен пересмотреть и юридически скорректировать. Для этого КСУ дает определенный срок.
Так было недавно с законом о НАБУ, когда КСУ признал неконституционными несколько его норм: о полномочиях президента о назначении и увольнении директора НАБУ; о направлении и увольнении своих представителей в комиссию по отбору директора НАБУ; о направлении президентом своего представителя в аудиторскую комиссию; об утверждении Положения об Общественном совете при НАБУ. Сам закон остался в силе.
Решение КСУ по НАБУ отсрочено на 3 месяца, что дает возможность Верховной раде в течение трех месяцев урегулировать этот вопрос. Парламентарии должны предусмотреть иной порядок назначения директора НАБУ.
Когда КСУ признает неконституционным сам закон, тогда он теряет силу. Реже КСУ начинает рассмотрение законопроектов, и очень редко – признает их неконституционными.
В целом, начиная с 1997 года, Контитуцийний суд признал неконституционными 11 законов и 5 законопроектов.
Впервые такое решение КСУ вынес 23 декабря 1997 по закону «О Счетной палате». В следующем году после решения КСУ утратил силу закон Республики Крым «Об объединении граждан», а еще через год – «О временном запрете повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги общественного транспорта, предоставляемые гражданам Украины». В 2000 году неконституционным был признан закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» от 1992 года.
Затем КСУ «сделал перерыв» на 8 лет и в 2008 году признал неконституционным закон «Об особенностях увольнения с должностей лиц, совмещающих депутатский мандат с другими видами деятельности».
В конце 2009 года утратил силу закон «Об организации и порядке деятельности ВРУ» и Регламента ВРУ. Тогда нардепам пришлось срочно нарабатывать и принимать новый закон, который в феврале 2010 года подписал Виктор Ющенко. Собственно, по этому Регламенту Верховная рада работает до сих пор.
Также в конце 2009 года потеряли силу законы «О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях ВРУ». Новый закон нардепы не могли принять 10 лет, и, наконец, с 3 октября 2020 года он вступил в силу.
В 2009 году КСУ также признал неконституционным закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности».
30 сентября 2010 года произошел так называемый Конституционный переворот, когда были отменены изменения в Конституцию от декабря 2004 года. Напомним, что во время Оранжевой революции изменения в Основной закон Украины превратили государство в парламентско-президентскую. То есть полномочия были ограничены, тогда как парламента и правительства значительно расширены.
Под редакцией Конституции от 2004 года, Верховная рада назначала по представлению президента Украины премьер-министра, министра обороны, министра иностранных дел, а по представлению премьера – других членов правительства.
Когда Янукович стал президентом, в сентябре 2010 года, подконтрольная ему в парламенте «Партия регионов» и в целом 252 нардепа направили в Конституционный суд представление о конституционности реформы 2004 года.
КСУ пришел к выводу, что решение суда без голосования парламента изменений 2004 года не соответствуют Основному закону, поэтому закон Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года утратил силу, а Украина вернулась к президентско-парламентской форме правления. При этом в 2008 году этот же суд не взялся даже рассматривать похожее представление депутатов.
28 февраля 2018 года КСУ отменил так называемый закон Кивалова-Колесниченко «Об основах государственной языковой политики». Закон признан неконституционным согласно процедуре, что же касается его содержания, которое годами было предметом постоянных попыток расколоть Украину по языковому критерию, Конституционный суд не сделал никаких замечаний.
Через два месяца КСУ признал неконституционным закон «О всеукраинском референдуме» как из-за нарушения процедуры его рассмотрения и принятия, так и с точки зрения его содержания.
КСУ рекомендовал Верховной раде придерживаться международных стандартов проведения референдумов, в частности, выводов Венецианской комиссии, отметившей, что применение референдумов должно быть подчинено юридической системе в целом, а особенно нормам, регулирующим пересмотр Конституции. В частности, референдум не может быть проведен, если Конституция не предусматривает его, например, когда конституционная реформа является предметом исключительной юрисдикции парламента.
Ранее «Слово и дело» разбиралось с экспертом-конституционалистом, какие перспективы рассмотрения представления группы нардепов в КСУ относительно отмены закона о рынке земли.
Также мы писали, что любой может добиться отмены действия закона, если правильно обратится в Конституционный суд.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»