Второй этап медреформы: почему под угрозой срыва и кто оказывает сопротивление

Читати українською
Алексей Бабичспециалист в медицинской отрасли

Президент Владимир Зеленский заявил, что не может допустить второй этап медицинской реформы в ее нынешнем виде. «Из-за нового механизма финансирования могут быть уволены около 50 тысяч медиков и закрыты 332 больницы. Почти тысяча больниц получат гораздо меньше денег, чем в прошлом году. Под угрозой оказались экстренная медицинская помощь, многопрофильные больницы, онкоцентры, госпитали ветеранов, большинство детских больниц, психиатрическая и туберкулезная службы», – заявил президент. Генеральный директор медлаборатории ДІЛА Алексей Бабич в комментарии «Слово и дело» уточнил, что суть реформы системы финансирования лечебных, которую пытаются реализовать, в том, чтобы перейти от глобальных бюджетов, которые выделяются на поликлинику, к нормальной системе, когда финансируется случай. То есть не «койка», а пролеченный пациент.

Он настоял, что с точки зрения менеджмента и управления это крайне необходимая реформа.

Как пояснил собеседник, к такому повороту событий в большинстве своем не готовы управленцы лечебных учреждений, поскольку они не являются менеджерами.

«Это первое, что оказывает сопротивление реформе. Управленцы лечебных учреждений просто не знают, что делать, их не обучили вовремя», – заметил Алексей Бабич.

По его словам, на втором уровне сопротивление реформе оказывается со стороны врачей, которые, к сожалению, привыкли к старой медицинской системе. «Условно говоря, они используют больницу, как бесплатную аренду своего рабочего места, а зарабатывают тем, что берут деньги с пациентов», – добавил собеседник.

Какие доплаты должны получить медики во время эпидемии коронавирусаВрачи, медсестры и даже водители, которые непосредственно задействованы в лечении больных и ликвидации эпидемии, должны получить надбавки в 300 процентов от оклада.

Алексей Бабич пояснил, что государство в лице главного врача хорошему врачу, как правило, ничего дать не мог. У главного врача для этого не было инструментов, а когда эти инструменты появились, все равно ничего не поменялось.

Медик напомнил, что три года назад отменили приказ, который регулирует штатное расписание в больницах. То есть главврачу развязали руки относительно формирования своего штатного расписания. Главврач должен был решать, сколько хирургов или терапевтов ему надо, и кто какую нагрузку будет нести.

«Сейчас должен был начаться второй этап реформы, когда 40% оплаты шло за случай, 60% – от глобального бюджета. Что произошло? Не было переходного периода, во время которого лечебные учреждения могли бы аккумулировать денежные средства. Возможно, не хватило главного бюджета. Есть также момент, связанный с тем, что государство путем административного прямого управления не давало возможности лечебным учреждениям стать коммунальным предприятием», – прокомментировал генеральный директор медлаборатории ДІЛА.

Собеседник подчеркнул, что в таких условиях за два месяца главные врачи не смогли сориентироваться и понять, что им делать дальше. Подготовка ко второму этапу – длительный процесс: нужно суметь адаптироваться, написать планы, что планируется делать дальше, откуда лечебное учреждение будет брать деньги.

Алексей Бабич уточнил, что у каждого заведения есть какие-то лидерские направления, которые могут приносить деньги, но есть направления, которые тянут ко дну лечебное учреждение в финансовом плане.

По его словам, предполагалось, что изменение системы финансирования с развязанными руками у гендиректоров смогут оптимизировать деятельность: сократится количество коек, которые не приносят дохода, переместят хосписное лечение с больниц скорой помощи на домашний стационар.

«Менять есть что, нужно огромное количество денег. Однако все нужно было начинать раньше, а не сдерживать реформу максимально долго, а в последнюю неделю января заставить всех просто поменять уставы. Дело не только в главврачах, но и в более высоких администраторах, которые не понимают, не хотят и сопротивляются менять старую систему», – убежден Бабич.

Он уточнил, что на вышеуказанные проблемы наложилось отсутствие на протяжении долгого периода компетентного руководителя в МОЗ. Просто делать закупки и распределять деньги мало.

Алексей Бабич настоял, что именно Минздрав должен определять политику и решать, будет ли реформирование системы финансирования или нет. Если будет, то по какому бюджету.

Специалист обозначил, что МОЗ выходит к ВР с предложенным бюджетом на год. Однако, если министерству не под силу отстоять бюджет, это не проблемы главных врачей.

«Почему не может отстоять? Не понимают, сколько денег систему нужно. Для того, чтобы было понимание, нужно минимум год поработать над реформированием системы. Это замкнутый круг», – отметил он.

Генеральный директор медлаборатории ДІЛА указал, что денег, которые государство хотело выделить на лечение каждого случая, катастрофически мало. Нужно было, чтобы местные бюджеты дофинансировали учреждения.

Алексей Бабич при этом уточнил, что в ходе реформы некоторые лечебные учреждения естественным образом должны будут закрыться, много коек должны сократиться эволюционным способом, потому как просто не нужны, а определенное количество врачей должны были бы переквалифицироваться на другие специальности.

«Если ты хороший хирург, будут деньги и пациенты, если плохой и мало оперируешь, то после реформы оперировать не будешь. Другие более компетентные врачи будут забирать себе большой объём операций», – пояснил Бабич.

На его взгляд, для того, чтобы оптимизировать экономическую деятельность лечебного учреждения, нужна компетенция руководителя и воля осуществить эти изменения.

«Это кризис-менеджмент, а на каждую больницу такого управленца сейчас не найти. Их нужно было готовить заранее. Последипломное образование не справляется с этой функцией», – отметил Алексей Бабич.

Собеседник подчеркнул, что провести реформу мешает очень много факторов, начиная от верхнего админресурса, руководителей городских и областных управлений, которые не понимают, что нужно делать и являются саботажниками. Следовательно, вниз по цепочке никаких действий не происходит.

Он предложил, что лучше всего потом входить в реформу будут маленькие районные больницы, которым терять нечего. Учреждениям, которые находятся в городах-миллионниках, практически нет причин меняться. Однако оставлять старую систему точно нельзя, убежден Бабич.

Медицина в Украине: какие обещания давала новая и предыдущая властьИз-за пандемии коронавируса к системе охраны здоровья Украины приковано особое внимание. Мы предлагаем вам посмотреть, как политики обещали ее реформировать.

«Была попытка изменить и сделать цивилизованную систему, но столкнулись с сопротивлением на всех уровнях. Если раньше хотя бы была политическая воля провести реформу, то сейчас нет», – добавил эксперт.

По его словам, Украине нет смысла сейчас выдумывать новую систему или ориентироваться на американскую либо немецкую модель.

«Какой есть вариант? Медицинское страхование? Добавить налогов еще больше и возложить на работодателей? Система добровольного медицинское страхования такова, что если ты хронический пациент, то страховка ничего не покрывает, покрывают острые случаи. Проще всего делать саморегулируемую систему. Американская система не сработает, нет столько денег. К тому же, с советских времен пациенты привыкли к тому, что они могут обратиться к врачу. В США, если нет денег, то к врачу не обратишься, а если и обратишься, то заплатишь франшизу. Построить немецкую модель мы не сможем – не настолько сильна экономика. Британская система для Украины – неплохой вариант», – прокомментировал генеральный директор медлаборатории ДІЛА.

На его взгляд, Украине нужно продолжать ту реформу, которую начали, через два-три года ситуация стабилизируется. Он уверен, что оставлять прежнюю систему нельзя, поскольку она крайне неэффективна.

«Можно врать всем и говорить, что это работающая система, но это не так. На ремонты, конкурентные зарплаты от больницы, а не из кармана пациента денег не хватает. Если оптимизировать систему, переквалифицировать врачей, сократить неэффективные затраты, то изменения к лучшему возможны. Проблема в том, что у нас некоторые лидеры мнений не хотят ничего менять, их все устраивает, а пациентам проще прислушаться не к районному врачу, а к лидеру мнений», – проанализировал ситуацию генеральный директор медлаборатории ДІЛА Алексей Бабич.

Какие доплаты должны получить медики во время эпидемии коронавируса – на инфографике.

«Слово и дело» предлагает вспомнить, что политики всех уровней – от президента до мэров – обещали сделать для медицины в Украине.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: