На этой неделе на Донбассе начался новый этап разведения сил противоборствующих сторон – в районе поселка Золотое в Луганской области. Попытки приблизить прекращение огня на Донбассе нельзя не приветствовать, однако подоплека этого разведения вызывает серьёзные вопросы.
Разведение сил противоборствующих сторон – подразделений ВСУ и незаконных вооруженных формирований – началось в Золотом (Луганская область) во вторник, 29 октября. Отметим, что город Золотое находится прямо на линии разграничения и состоит из четырех районов: Золотое-1, Золотое-2, Золотое-4 и Золотое – 5. Поселки, с первого по четвертый, контролируются украинской армией, а поселок №5 находится под контролем «ЛНР».
Разведение сил в Золотом должно было начаться еще 7 октября, но неоднократно переносилось из-за обстрелов. Напомним, что первым и необходимым условием для разведения в заданном районе должна быть «тишина» на протяжении как минимум 7 суток. Сама процедура разведения предусматривает зеркальный отвод подразделений ВСУ и формирований боевиков на один километр вглубь территории.
Правило «тишины» в районе Золотого не соблюдалось. Штаб ООС регистрировал обстрелы и 25-го, и 26-го, и 28-го октября. В частности, 28 октября было зафиксировано 5 обстрелов из стрелкового оружия, крупнокалиберных пулеметов и гранатометов. Тем не менее, около полудня министр иностранных дел Вадим Пристайко сообщил, что разведение сил в Золотом началось.
Это сообщение застало врасплох командование ООС, которое сначала не комментировало ситуацию. Лишь спустя некоторое время военные подтвердили, что зеркальный отвод сил противоборствующих сторон начался в 12:00. Отметим, что сообщение об обстрелах возле зоны разведения (Золотое-4) было опубликовано на странице Facebook штаба ООС в 10:32. «Оккупанты демонстрируют свое нежелание придерживаться Минских соглашений и взятых обязательств», – отмечается в сообщении.
Но после того, как разведение началось, с этими публикациями начали твориться дивные метаморфозы. В частности, в ООС поспешили уточнить, что обстрелы 28 сентября произошло «вне пределов участка разведения», а сообщение об обстрелах от 26 октября вообще было дезавуировано. В частности, военные заявили, что данный факт обстрела, зафиксированный представителями Объединенных сил, «не нашел подтверждения у представителей СММ ОБСЕ».
Раз ОБСЕ ничего не видела, значит ничего и не было. Свой тонкий «троллинг» военные дополнили тем, что сообщения по поводу обстрелов возле Золотого за предыдущие числа снабдили припиской, будто все они происходили за пределами участка разведения.
Война – это путь обмана. Но зачем же понадобилось обманывать сейчас, утверждая, что обстрелов не было, (хотя на самом деле они произошли, что не давало права начинать разведение сил)? Ответ на этот вопрос кроется в заявлении Кремля, сделанном 28 октября. В частности, пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что РФ вернется к переговорам по встрече глав государств Нормандского формата тогда, когда президент Украины Владимир Зеленский «заставит добровольцев выполнять свои приказы» по отводу сил в Золотом и Петровском.
Как известно, бойцы добровольческих подразделений выступили против разведения сил, пообещав занять оставленные ВСУ позиции. В какой-то степени это непослушание также срывало процесс отвода сил, который, собственно говоря, начался на следующий же день после окрика из Кремля.
И наконец, факт все-таки начавшегося разведения сил вызвал мгновенное одобрение российской стороны. После этого Вадим Пристайко даже получил повод сделать заявление о том, что встреча в Нормандском формате может состояться в конце ноября.
Зачем нужна нормандская встреча? На ней Владимир Зеленский планирует поговорить с Владимиром Путиным, в том числе и об урегулировании ситуации на Донбассе, что является одним из ключевых предвыборных обещаний Зеленского. Ради этой встречи президент Украины готов сделать все что угодно. Даже переломить через колено собственную армию, заставив ее спикеров утверждать, будто обстрелов не было, хотя на самом деле они были.
Расчет на встречу с Путиным кажется иррациональным. Ведь Нормандский формат – это всего лишь платформа для обсуждений, а решения могут быть какими угодно. Скорее всего, президент РФ просто перечислит своему украинскому коллеге ряд условий для урегулирования конфликта на Донбассе, которые давно известны и не могут приняты украинским обществом. Это реализация Минских соглашений в интересующей Россию последовательности, замалчивание проблемы Крыма, а также легализация боевиков «ЛНР-ДНР» через амнистию и проведение местных выборов в ОРДЛО до передачи Украине контроля над границей. И тогда путь обмана, который выбрала украинская власть для достижения мира любой ценой, создаст Владимиру Зеленскому дополнительные проблемы внутри страны.
Денис Попович, специально для «Слово и Дело».
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»