В четверг, 9 мая, исполнилось 5 лет со дня трагических событий в Мариуполе. Тогда в результате противостояния между подразделениями ВСУ и МВД и пророссийскими боевиками погибли и были ранены десятки людей. В мае 2014 года Мариуполь был занят боевиками «ДНР», а спустя месяц, 13 июня, освобожден после спецоперации с участием батальона МВД «Азов». С тех Мариуполь надежно перешел под контроль Украины, но является прифронтовым городом, обстановка в котором сильно зависит от твердости украинских властей.
Мятеж 9 мая 2014 года
Мариуполь является вторым по экономическому потенциалу городом в Донецкой области. Уже в феврале 2014 года он стал одним из центров сепаратистских выступлений. В городе прошла серия митингов, организованных как сторонниками, так и противниками Майдана. Противников было заметно больше. В марте они предприняли попытку захватить горсовет Мариуполя, а также выразили недоверие действующему мэру города Юрию Хотлубею. Вместо его был выдвинут так называемый «народный мэр» Дмитрий Кузьменко, который позже был задержан сотрудниками СБУ. Возле здания горсовета был разбит палаточный городок, обитатели которого поддержали провозглашение 7 апреля сепаратистской «ДНР» в Донецке.
13 апреля 2014 года, то есть на следующий день после захвата боевиками Игоря Гиркина Славянска, пророссийские «активисты» взяли под контроль здание городского совета Мариуполя, подняв над ним флаги незаконной «ДНР», а также флаги РФ. А 16 апреля была предпринята попытка захвата расположения воинской части Нацгвардии (Внутренних войск), которая дислоцировалась в Мариуполе. Военнослужащие открыли огонь и разогнали захватчиков. В результате стычки 3 человека были убиты, 13 ранены и 77 задержаны.
В целом, сепаратисты в Мариуполе требовали того же, что и во всех других охваченных мятежом районах Донецкой и Луганской области. Это несогласие с результатами Революции Достоинства, проведение «референдума» по «крымскому сценарию» и, как следствие, переход региона под контроль России. Напомним, в РФ на тот момент пытались реализовать проект «Новороссия», связанный с отделением от Украины ее южных и восточных областей. Однако долгое время в Мариуполе удавалось избежать серьезного противостояния, если не считать попытки захвата воинской части. 7 мая 2014 года горсовет Мариуполя был зачищен силовиками, а находящиеся в нем пророссийские элементы задержаны.
Ситуация вышла из под контроля 9 мая 2014 года, когда члены банды под командованием некоего Олега Недавнего («Мангуст») принялись штурмовать городской отдел милиции Мариуполя. Оружие они получили в Донецке. Проникнуть в здание боевикам удалось обманным путем – они сымитировали доставку туда конвоируемого.
Дата 9 мая была выбрана потому, что именно в этот день в городе планировался большой пророссийский митинг. По этой причине на третьем этаже здания горотдела МВД проходило совещание с участием руководства местной милиции, командования добровольческого батальона «Днепр-1», 72-й механизированной бригады ВСУ, а также роты ППС из Черкасс, прибывших на усиление в Мариуполь. Присутствия силовиков, бандиты, которые успели захватить два этажа из трех, не ожидали. Так началось противостояние, эпизодом которого стал знаменитый прорыв баррикад боевыми машинами пехоты 72-й бригады.
Итогом стычек стали десятки погибших и раненых. Для того, чтобы не множить жертвы, украинские силовики вышли из города, заняв позиции вокруг него. «Власть ДНР» продержалась в Мариуполе до 13 июня, когда город был освобожден в результате спецоперации с участием бойцов батальона «Азов». Сейчас Мариуполь находится под надежным контролем Украины. Но в августе-сентябре 2014 года в результате контрнаступления, организованного при поддержке регулярных частей армии РФ, линия фронта подошла вплотную к Мариуполю и сейчас пролегает в 25-30 км от его восточных окраин, пострадавших от обстрела вражескими РСЗО в январе 2015 года.
Дыхание войны
Сейчас Мариуполь находится в зоне проведения ООС и въезд в него контролируется. Если въезжать в город со стороны Бердянска (Запорожская область) первый полицейский блокпост встретит вас в районе Мангуша (24 км от Мариуполя). Утром и днем перед бетонными ограждениями может собраться очередь из нескольких легковушек и грузовиков. Вечером проезд относительно свободный. Полицейские проинспектируют документы у водителя, могут спросить куда и откуда едете и предупредить, что впереди так называемая «желтая зона» безопасности. Местные жители знают, что на блокпосту у вас обязательно попросят паспорт и проверят наличие украинской прописки.
Приближение этой «желтой зоны» можно видеть еще до Мангуша – возле одного из сел оборудованы позиции, выстроенные из бетонных блоков. Над ними развевается украинский флаг.
Второй укрепленный блокпост вас ждет уже практически на самой городской черте - там порядок контролируется бойцами Нацгвардии. Все эти объекты стояли там и в 2015 году, правда, четыре года назад на блокпостах при въезде в город находились еще и военнослужащие ВСУ.
Спустя пять лет после кровавых событий 9 мая 2014 года в Мариуполе очень спокойно и немноголюдно. В городе неплохие дороги и довольно чистые улицы. Однако дыхание близкой войны ощущается. Торговые центры в городе отнюдь не переполнены, а крупные сетевые бренды одежды и обуви съехали из Мариуполя еще несколько лет назад. В магазинах одежды вы найдете смешанный винегрет из китайского и польского импорта по вполне себе киевской цене. В городе работает Multiplex, из сетевых ресторанов – Mafia, «Крила». McDonald’s ушел из Мариуполя еще в 2015 году. Тогда в компании заявили о сложностях в логистике доставки продуктов. Несмотря не то, что цены на продукты в городе сопоставимы с уровнем Запорожья, Днепра и Киева, услуги заметно дешевле. К примеру, минимальный заказ в такси – 25 грн (в Киеве, для сравнения, минимум 45), а оставить ребенка на час в игровой комнате ТЦ обойдется в 60 грн (в Киеве – от 150 до 200).
На восточных окраинах города (сюда «прилетело» в 2015 году) совсем тихо и безлюдно. Учитывая близость фронта и события 2015 года, эти кварталы Мариуполя теоретически находятся в зоне досягаемости огня вражеской артиллерии.
Однако не следует думать, что сепаратистское движение в городе полностью исчезло. Например, в 2015 году, спустя ровно год после трагических событий 2014 года, первые люди, с которыми встретился автор этих строк, были сторонниками «ДНР». Они пили вино на улице по случаю праздника 9 мая. «Вот мы кто», – доверительно сообщила одна из женщин, отворачивая плащ и показывая приколотую на кофточке георгиевскую ленту. Существует серьезная вероятность, что если украинская власть даст слабину, события 9 мая 2014 года в Мариуполе могут повториться.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»