Обещание кандидата: как команда Зе будет бороться с коррупцией и сработает ли что-то

Читати українською
Борис Малышевэксперт по правовым вопросам

По результатам первого тура наибольшее количество голосов избирателей получили Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко. «Слово и Дело» решило проанализировать программные обещания кандидатов на пост президента Украины. Сегодня рассматриваем инициативы Владимира Зеленского в антикоррупционном блоке. В частности, кандидат обещает, что разобличитель коррупции будет находиться под защитой государства и получит материальное вознаграждение. Также в команде кандидата предлагают запретить коррупционерам выходить под залог и ужесточить наказание, которое будет предусматривать конфискацию всего имущества и пожизненный запрет занимать государственные или местные должности.

Доктор юридических наук, эксперт Центра политико-правовых реформ Борис Малышев отметил, что только за какие-то коррупционные преступления, например, за наиболее опасные следует установить более длительные сроки запрета занимать определенные должности.

Запреты для коррупционеров

По его словам, этот запрет не может касаться всех коррупционных преступлений. Кроме того, неизвестно, как на такой запрет отреагирует ЕСПЧ и даже наш Конституционный суд.

«Относительно пожизненного запрета могут быть вопросы. Насколько это конституционно? Насколько это соответствует европейской Конвенции прав и свобод человека?», – добавил он.

Что касается запрета выходить под залог, то нет необходимости отменять норму, которая есть, более целесообразно просто создать жесткие условия, уточнил эксперт.

«То есть, если речь об элитной коррупции, то совершенно бессмысленно устанавливать размер залога, который заведомо не сдерживает коррупционера. Например, задержали чиновника, все знают о его огромном состоянии, но подозревают его в совершении какого-то незначительного фрагмента и устанавливают залог, который ему легко внести», – акцентировал он.

Залог – это мера защиты, нормальный инструмент. УК позволяет устанавливать разные размеры. Как раз применение этого инструмента должно быть другим, подчеркнул Малышев.

«Приговора еще нет и заставлять находиться в СИЗО тоже не выход. А если окажется, что доказательств нет? Государство будет еще и компенсировать за счет налогоплательщиков, если это лицо потом дойдет до Евросуда», – констатировал он.

Поймал коррупционера - получи вознаграждение

По его словам, практика вознаграждения разобличителя коррупционного преступления работает в некоторых странах, например, в США. Речь об американском законе Линкольна.

«Сработает ли это в Украине, зависит от нескольких факторов. Во-первых, от реформирования правоохранительных органов – полиции, которая будет обеспечивать защиту разобличителю. Во-вторых, должно происходить реформирование НАБУ, если речь идет о крупных коррупционных преступлениях», – пояснил специалист.

Есть разные варианты воплощения этой модели. Однако следует учесть, что у нас вопросы защиты разобличителя предусмотренны законом «Об отмывании коррупции». НАПК предоставляет ежегодные отчеты. В частности, там указывается, скольким людям при содействии НАПК была предоставлена защита, отметил он.

«Такая информация в основном отсутствует. Потому что такая практика у нас не распространена. И это не только в силу законодательных недостатков или из-за отсутствия процедуры. В парламенте есть несколько законопроектов, которые предлагают именно усилить защиту разоблачителей, однако ни один из них не принят. Сейчас это просто слова: государство принимает меры по защите разоблачителя. Все. Как это происходит? Какие органы вовлечены? Где берется финансирование? В течение какого времени предоставляется защита? Какая именно защита?», – уточнил юрист.

Однако, кроме того, что законодательство не выписано, есть еще и ментальная проблема. Разоблачитель в определенных кругах общества может восприниматься с негативом, что-то вроде доносчика, добавил он.

«У нас редко сообщают о коррупционных правонарушениях в соответствующие органы. В силу разных причин: отсутствует надлежащая защита, есть боязнь, что, например, уволят с работы, нет стимула, ну и, конечно, опасение морального осуждения в коллективе», – подчеркнул эксперт.

Для того, чтобы реализовать такую ​​инициативу, нужно не только законодательство, но и ментальные изменения. Отдельный вопрос по вознаграждению. Пока непонятно, от чего исчисляется это вознаграждение и процент, какая именно сумма, акцентировал он.

«Нужно ли ждать приговора? Если да, то это может растянуться на годы. Или просто сообщил и уже будет какое-то определенное вознаграждение только от этого? А если вина не будет доказана? К тому же будут и ложные сообщения, возможно, просто, чтобы кому-то навредить, возможно, чтобы попытаться заработать таким образом», – пояснил специалист.

В целом, по его убеждению, бытовую коррупцию можно преодолеть в достаточно быстрые сроки, если ввести максимальное количество е-сервисов, которые исключают контакт человека с чиновником. Фактически за год, введя электронную систему документооборота, уже можно почувствовать изменения при получении различных административных услуг.

Разбираем программу Зеленского: каким обещаниям не суждено сбытьсяПочему обещанная Зеленским НАТОвская зарплата – это фейк, возможно ли запустить в Украине рынок земли и ввести народовластие, мы обсудили с экспертами.

«Если президент будет показывать своему окружению, что взятки, коррупционные деяния не пройдут, то и элитная коррупция будет уменьшаться. Для этого даже изменения законодательства не нужны. У нас и сейчас законы не так уж плохи. Такой огромный уровень коррупции в Украине – это проблема не плохого законодательства, а того, что оно не применяется или применяется плохо», – отметил юрист.

Поэтому важно, как это будет реализовано, уточнил он.

«Это хороший инструмент, но при условии, что лицо действительно получит вознаграждение и видеть, что нарушитель, о котором оно сообщило, будет нести наказание. Есть разница между тем, когда вызываем полицию, а она не приезжает или приезжает спустя полдня, и тем, если после вызова полиция приезжает через 10 минут и решает проблему. Вопрос в том, как этот инструмент будет работать», – резюмировал Борис Малышев.

Каким обещаниям из программы Зеленского не суждено было осуществиться – по ссылке.

Предлагаем пройти наш тест с обещаниями Порошенко и Зеленского из их предвыборных программ.

Подробнее о программных обещания кандидатов Зеленского и Порошенко по экономике и соцполитике – по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: