Нарушения во время выборов: куда, кому и за что жаловаться

Читати українською
Николай Хавронюкэксперт по вопросам коррупции
Андрей Дудаполитолог

31 марта в Украине пройдут выборы президента. Кроме членов комиссии, за процессом будут следить международные, общественные, независимые наблюдатели. Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 357 официальных наблюдателей от международных организаций и иностранных государств. Еще в феврале работу в Украине начали представители Канады. В свою очередь министр внутренних дел Украины Арсен Аваков уверяет, что МВД не допустит применения незаконных схем на выборах 2019 года.

«Слово и Дело» выяснило, куда следует обращаться в случае тех или иных нарушений на выборах.

Доктор юридических наук, директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк отметил, что для украинского избирательного процесса наиболее характерны несколько правонарушений, в частности подкуп.

По его словам, здесь следует учитывать закон, который определяет размер подкупа. Уголовное наказание предусматривает 3% размера прожиточного минимума.

«То есть, когда избирателям предоставляется подкуп в таком размере или больше. Подкуп может быть в виде средств или иного имущества. Но, получается, если меньше 3%, то это не является уголовным правонарушением. Соответственно, и административным правонарушением также», – подчеркнул он.

Арсен АваковМинистр внутренних дел Украины
Аваков пообещал не допустить применение незаконных схем на выборах 2019 годаСказано 29 декабря 2018 г.Статус обещания: Не выполнено

Кроме того, избиратели имеют право жаловаться в случае нарушения на действия членов участковой избирательной комиссии в окружную избирательную комиссию. Соответственно, на действия окружной избирательной комиссии следует жаловаться в ЦИК, добавил юрист.

Также можно жаловаться в суд, эти дела подсудны административным судам, уточнил он.

«На сайтах многих судов должны быть перед выборами типичные образцы жалоб. Адвокаты знают об этом. Довольно быстро можно решить любой вопрос. Вводится дежурство судей для того, чтобы можно было в течение дня решить тот или иной вопрос», – пояснил Хавронюк.

Если в результате действий админресурса определенная группа лиц будет голосовать против определенного кандидата, и эти лица были вычеркнуты из списка избирателей, случае следует обращаться в суд, чтобы восстановить себя в списке, отметил он.

«Если нарушение касается того, что члены участковой избирательной комиссии выдают одному лицу по два или более бюллетеней для голосования, то это уже уголовное преступление. Нужно жаловаться в полицию, чтобы они зафиксировали этот факт и возбудили уголовное производство», – констатировал эксперт.

«Если на участке зафиксирована раздача авторучек, чернила которых исчезают, а потом понятно, что члены комиссии в пустых бюллетенях во время их подсчета вечером проставят галочки в пустых клетках, то это уголовное правонарушение. Это уже свидетельство фальсификации. В таких случаях следует жаловаться полиции», – подчеркнул он.

В случае обмана, фальсификации, насилия, угроз, запугивания избирателей следует обращаться в Нацполицию, так как это уголовные нарушения. В случае, если преступление совершено должностным лицом, обращаться следует в ГБР, уточнил специалист.

Нарушение тайны голосования – это также статья УК, но если это проявилось в разглашении содержания волеизъявления гражданина. Какая-то более мелкая ситуация не квалифицируется как преступление. В Украине было очень мало случаев, когда по этим статьям кого-то наказывали, добавил он.

«По статистике, за 2015 год среди огромного количества членов комиссий, других должностных лиц, среди лиц, которые пользовались админресурсом, среди избирателей и других лишь 25 человек осуждены», – резюмировал Николай Хавронюк.

Политолог Андрей Дуда отметил, что правоохранительные органы плохо расследуют подобные дела, за решеткой оказывается не так уж много людей, хотя сроки предусмотрены большие.

По его словам, один из самых распространенных методов воздействия на итоги голосования – «карусель». Например, гражданин за деньги выносит с участка свой пустой бюллетень, а в урну бросает заранее заполненный.

Существует еще технология «платочек», которая означает выдачу избирательного бюллетеня лицу, которое не имеет права на его получение, добавил он.

Формула коррупции: анализируем избирательный процесс с помощью бизнес-технологииНа президентские выборы 2019 зарегистрировалось рекордное количество кандидатов. С одной стороны это осложняет избирательный процесс, а с другой - является признаком демократии.

«Есть еще подвоз избирателей как составляющая технологии незаконной выдачи бюллетеня. То есть в избирательной комиссии есть человек, который сотрудничает с фальсификаторами. Он имеет отмеченные фамилии людей, которые не придут на выборы. Например, мигранты. Тогда, грубо говоря, человек из автобуса приходит голосовать в соответствующей маркировке. Был пример, когда в Василькове условным знаком был проездной билет в общественном транспорте в паспорте. Такое лицо подходит к соответствующему члену комиссии, показывает паспорт, в котором такой билет, и член комиссии уже знает, что ему можно выдать бюллетень», – пояснил политолог.

Он уточнил, что это статья 158-1 Уголовного кодекса. Среди нарушений также вброс бюллетеней. В урну, как правило, трудно бросить, такая технология редко используется. Однако есть еще вброс при подсчете голосов. Здесь главное – задержать на территории избирательного участка и вызвать полицию.

«Как правило, когда выбрасывают избирательные бюллетени, внезапно гаснет свет. Это все продумывается. В темноте вбрасывают пачки с бюллетенями. Однако пачку легко обнаружить. Здесь проблема для фальсификаторов. Кроме того, при подсчете голосов помещение участка закрывают на ключ, убежать трудно. Это должна быть хорошо организованная преступная группа», – констатировал эксперт.

Также, по его словам, есть серьезная угроза фальсификации при составлении уточненного протокола. Это наиболее простой способ. Избирательные документы соответствующие члены участковой комиссии везут в ОИК, там обнаруживают недостатки в протоколе, говорят, что не совпадают расчеты и нужно переписать протокол.

«Согласно закону, уточненный протокол можно составить только на избирательном участке той же участковой избирательной комиссии. То есть три члена комиссии должны возвращаться и заново составлять протокол. Как правило, это уже ночь. Когда их отправляют, то наблюдатели уже расходятся, журналисты – тоже. После этого приезжает несколько членов УИК, созывают своих членов, у которых есть договоренность с фальсификаторами. Так составляют уточненный протокол», – подчеркнул он.

Все избирательные преступления – это подследственность полиции. Поэтому уместно, чтобы ее изменили и передали СБУ, у которой есть соответствующие структуры, а сами преступления могут подпадать под такие, которые несут угрозу национальной безопасности.

«Это была бы органичная подследственность для СБУ», – резюмировал Андрей Дуда.

Напомним, ознакомиться с обещаниями всех зарегистрированных ранее кандидатов и их декларациями можно на сайте «Слово и Дело» в разделе «Выборы».

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наш аккаунт в Telegram, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Поделиться:
Загрузка...