Штраф за непристегнутые ремни безопасности – 850 гривен. Подействует ли это?

Читати українською
Николай Хавронюкэксперт по вопросам коррупции

Заставить водителей хоть как-то соблюдать ПДД можно в первую очередь за счет того, что гражданин будет чувствовать неотвратимость наказания за правонарушение. Штрафы – часть такого наказания.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал доктор юридических наук, директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк, оценивая намерение ВР увеличить штрафы за непристегнутые ремни безопасности с 51 до 850 гривен.

«Согласно Кодексу об административных правонарушениях, в тех случаях, когда водители будут оспаривать штраф, орган рассмотрения жалобы – суд – будет в большинстве случаев на их стороне. Если лицо чувствует себя невиновным, надлежащих доказательств не существует, кроме показаний сотрудника патрульной полиции, то получается ситуация: показания одного против показаний другого. Суд в такой ситуации должен руководствоваться сомнениями и оправдывать человека», – отметил Хавронюк.

Закон не направлен на то, чтобы взыскать с граждан как можно больше штрафов. Основная задача закона – приучить людей пользоваться ремнем безопасности, как мотоциклистов к шлемам. Это должно войти в привычку, подчеркнул он.

«Поэтому сам факт существования такого штрафа уже будет имет лучшее предупредительное значение, чем штраф в 51 гривну, который почти никогда не выписывали», – уточнил юрист.

Однако бывают разные ситуации. Например, когда это движение в городе со скоростью 40 километров в час, то будет четко видно, что водитель не пристегнут, добавил он.

«В таком случае патрульный, не выпуская из виду, может указать на правонарушение, далее начинаются разборки, почему же водитель не пристегнут. Большинство водителей начинают извиняться и ищут отмазки», – акцентировал специалист.

«С другой стороны, в городском режиме большинство водителей не пристегнуты, потому что когда ты двигаешься в пробках, то ремень иногда даже мешает. Смысл есть как раз на трассе, когда движение с большой скоростью. Тогда ремень обязательно следует пристегивать. Подушка безопасности и ремень могут спасти жизнь. Вот именно в таком случае нужно, чтобы работала видеофиксация», – пояснил он.

Эксперт обратил внимание, что видеофиксация уже есть, но еще не на всех дорогах.

В любом случае, чем выше штрафы, тем безопаснее должно быть на дорогах. Проводили множество исследований по этому поводу, которые определили, что заставить водителей хоть как-то соблюдать ПДД можно пусть не только, но в первую очередь за счет того, что гражданин будет чувствовать неотвратимость наказания за правонарушение, отметил он.

«Штраф как раз является частью такого наказания. При этом административное наказание заключается не только в штрафах, но и в самой процедуре, которая является довольно неприятной. Когда мы за рулем, это всегда спешка, так как мы имеем кучу планов. Когда нас останавливают, составляют протокол, мы опаздываем, а это уже неприятность. Возможно, даже это будет стимулировать чаще пристегивать ремни безопасности», – резюмировал Николай Хавронюк.

К слову, еще в 2017 году министр внутренних дел Арсен Аваков пообещал, что через полтора года после принятия закона об усилении ответственности за нарушение ПДД будут установлены 4 тысячи камер.

Какие обещания политики дают относительно расследований резонансных ДТП – по ссылке.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: