Как выход Катара из ОПЕК скажется на ценниках на украинских АЗС?

Читати українською
Михаил Гончарэксперт по вопросам энергетики

Катар по нефти не настолько глобальный игрок, как по сжиженному газу. В суточном объеме экспорта он почти в двадцать раз меньше. Однако дело не только в этом.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар, оценивая выход Катара из ОПЕК.

«Здесь дело не столько в физических размерах экспорта, сколько в том, что одна из стран, которые образовывали ОПЕК, выходит из организации. Это символический шаг, который может вызвать цепную реакцию других экспортеров. Возможно, не все выйдут из ОПЕК, но перестанут соблюдать правила организации», – отметил Гончар.

По его словам, именно таким небольшим странам сейчас невыгодно находиться в ОПЕК, потому что есть квотирование в рамках договоренностей ОПЕК+.

«Другими словами, это договоренности стран-членов картеля со странами, которые не в картеле, но договорились играть по общим правилам игры, чтобы прекратить снижение цен на нефть. Им это удалось в течение 2016-2017 годов. Однако дальше у каждого свои интересы берут верх. Тем более в условиях турбулентности в Персидском заливе», – пояснил он.

Договоренности Саудовской Аравии и РФ сработали на повышение цен на нефть, что наблюдалось в течение всего 2018 года. Они вроде бы отвечали интересам всех стран-экспортеров, но вопрос в том, что были установлены квоты, добавил эксперт.

Как изменилась цена на автомобильное топливо в 2014-2018 годахЦена на бензин А-95, дизель и автомобильный газ выросла более чем в два раза в Украине за четыре года.

Эти квоты не устраивали многих, ряд стран не придерживался этих ограничений. Тогда Саудовская Аравия пошла под давлением обстоятельств на наращивание добычи экспорта и обрушила цену на нефть, уточнил он.

«Все стали терять. Далее малые страны-экспортеры решили, что пора подумать исключительно о своих интересах. Поэтому в дальнейшем будет тренд снижения цен на нефть, скорее всего. Уже по текущим котировкам это видно», – подчеркнул энергетик.

В перспективе это положительно должно сказаться на потребителях топлива во всем мире, в том числе и в Украине, отметил он.

«Это должно привести к снижению цен на топливо. Однако не нужно питать иллюзий. У нас оно не будет существенным. В идеальном варианте, если цена на нефть продолжит снижаться, то цены вернутся к старой отметке порядка 28 гривен за литр бензина, что было характерно для лета 2018 года», – пояснил специалист.

Позитив динамики цен будет, если в Украине перед президентскими выборами власти захочется поиграть в популизм, добавил он.

«Тогда могут пойти на какие-то шаги, фактически, принудительное снижение цены на топливо, чтобы понравиться избирателю. Хотя потом за это придется заплатить», – резюмировал Михаил Гончар.

Как менялись цены на бензин в Украине – в нашем обзоре.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: