Не только Javelin: какое еще оружие из США может получить Украина

Читати українською
После Джавелинов Украина может получить из Соединенных Штатов боевые корабли, зенитные системы или вертолеты.

Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что между Украиной и США идут дискуссии о предоставлении нашей стране новых видов оружия. О каком именно оружии идет речь, министр не уточнил, однако известно, что Украина нуждается в системах ПВО, ударных боевых вертолетах и срочном усилении своего флота. Судя по всему, по поводу поставок именно этих типов вооружений сейчас и ведутся консультации.

О том, что Украина ведет переговоры с США о поставках новых видов оружия, министр иностранных дел Павел Климкин сообщил в интервью изданию Defense News. При этом он отказался назвать какие-либо детали.

Министр также добавил, что поставка ПТРК Javelin (весной США одобрили передачу Украине 37 ПТРК Javelin – ред.) имела важный психологический эффект. «Мы заметили, что россияне отвели свои танки вглубь оккупированных территорий, опасаясь, что такое противотанковое оружие может быть использовано против них в случае российской провокации», – пояснил Климкин.

При этом министр уточнил, что Украине необходимо повышать собственные военно-морские возможности, чтобы не позволить России взять под контроль Азовское море. Заметно, что сейчас украинская сторона прилагает значительные усилия именно в этом направлении.

Во-первых, в конце сентября, в распоряжение Украины были безвозмездно переданы два американских патрульных катера типа Islands. Однако сейчас они все еще находятся на территории США. Реально эти катера смогут пополнить состав флота только в следующем году, поскольку они требуют дооснащения некоторым оборудованием и вооружением, которое было снято с них перед постановкой на консервацию в США.

Во-вторых, уже сейчас идут переговоры о предоставлении в распоряжение нашей страны кораблей классом повыше. Речь идет о фрегатах класса Oliver Hazard Perry, которые с 1975 по 2004 год использовались в США, Австралии, Испании и на Тайване. Фрегаты такого типа могут уничтожать надводные цели с помощью противокорабельных ракет Harpoon с радиусом действия до 280 километров. Противокорабельные ракеты – это именно то, что сейчас нужно нашей армии, которая еще не располагает подобным вооружением.

Как сообщил в интервью журналистам командующий ВМСУ Игорь Воронченко, украинская сторона получила от американцев предложение о передаче двух фрегатов типа Oliver Hazard Perry, которые были выведены из состава ВМС США в 2013-2015 годах. «Мы считаем, во сколько это нам обойдется. Приблизительно $25 миллионов стоит ежегодная эксплуатация такого типа фрегата с учетом зарплаты экипажа и его ремонта. Если брать мировой опыт, то цена корабля – это всего 30% от всей стоимости его эксплуатации. Остальное – это содержание, модернизация и утилизация», – пояснил Воронченко.

В-третьих, в конце августа стало известно, что Украина подала запрос властям США относительно возможной закупки систем ПВО стоимостью $750 миллионов за единицу. Об этом заявил чрезвычайный и полномочный посол Украины в США Валерий Чалый. Месяцем позже в интервью CNN об этом же намерении сообщил и президент Петр Порошенко. Речь идет о ЗРК Patriot (MIM-104).

Как ранее сообщало «Слово и Дело», эта система поступила на вооружение армии США в 1982 году и сейчас существует уже в трех модификациях. ЗРК Patriot использовался во время двух войн с Ираком в 1991 и 2003 годах, а также во время гражданских войн в Сирии и Йемене. В частности, во время войны в Йемене этот комплекс использовался войсками Саудовской Аравии для отражения ударов тактических ракет советского производства Р-17, запущенных с ОТРК Scud, находящихся на территории Йемена. Собственно говоря, для борьбы с советскими ракетами и летательными аппаратами ЗРК Patriot и создавался. Его самым главным конкурентом считается советский ЗРК С-300, который находится на вооружении ВСУ.

Операторами ЗРК Patriot, помимо США и Саудовской Аравии, являются Израиль, Германия, Кувейт, Катар, Япония, Южная Корея, Греция, Испания, Иордания и Нидерланды. Не исключено, что эти комплексы появятся в распоряжении Польши, Румынии и Швеции, а вот прибудут ли они в Украину – вопрос открытый. С одной стороны, сейчас в нашей стране взят курс на усиление противоракетного «зонтика». Возвращаются в эксплуатацию советские системы, ранее снятые с боевого дежурства. Поэтому «американец» Украине бы не повредил прежде всего с политической точки зрения. Но с другой стороны, некоторые модификации С-300, уже сейчас имеющиеся в распоряжении украинской армии, не только не уступают «Пэтриотам», но и кое в чем превосходят их. Например, по большей оперативности развертывания и по количеству одновременно обстреливаемых целей.

И, наконец, украинская армия остро нуждается в ударных вертолетах, которые также могут быть закуплены в США. Как пояснил военный эксперт Михаил Жирохов, речь идет прежде всего о вертолетах Apache (AH-64) и Super Cobra. Так, боевой вертолет Apache выпускается с 1982 года и является наиболее распространенным ударным вертолетом в мире после советского Ми-24, которым вооружена и украинская армия.

Американский вертолет может быть оснащен 30-мм авиационным орудием, управляемыми противотанковыми ракетами Hellfire либо 70-мм неуправляемыми реактивным и снарядами. Apache является современником и главным конкурентом Ми-24. Но если сравнивать эти машины, то выводы могут быть примерно такими же, как и в случае с системами ПВО – некоторые модификации Ми-24, а их существует более двух десятков, не только не уступают «американцу», но и кое в чем его превосходят. Например, в более широких возможностях для оснащения различными типами подвесного вооружения и даже способностью бороться с истребителями.

Кроме того, Украина научилась модернизировать Ми-24. Например, версия Ми-24В МСБ получила более мощные двигатели, производства запорожского предприятия «Мотор Сич». А версия Ми-24-ПУ1 имеет не только модернизированные двигатели, но и отечественную систему оптико-электронного подавления «Адрос», а также улучшенные системы прицеливания и спутниковой навигации.

Однако, по словам Михаила Жирохова, наша страна не может обновить парк боевых вертолетов, поскольку соответствующее производство находится на территории России. Недостаток приходится восполнять в том числе за счет модернизации очень массового советского многоцелевого вертолета Ми-8 до уровня Ми-8МСБ. Новая версия Ми-8 получает практически то же самое новейшее электронное оборудование, что Ми-24 ПУ1, а также пулеметно-пушечное вооружение, управляемые или неуправляемые ракеты. Представители «Мотор Сич» сообщили, что для нужд ВСУ поставлено уже 23 вертолета Ми-8МСБ.

Однако старичок Ми-8 (свой первый полет эта машина совершила еще в 1961 году) в любой своей ипостаси не сравнится с бронированным ударным вертолетом. Поэтому закупка американских изделий могла бы сильно улучшить ситуацию. «Существует потребность как минимум в 48 машинах», – пояснил Михаил Жирохов.

Но здесь все упирается в стоимость. Например, цена одной «Супер Кобры» стартует от $10 миллионов, а «Апача» – от 50. Поэтому относительно быстрое довооружение украинской армии упомянутыми системами возможно только в том случае, если американцы будут передавать нам их безвозмездно, как, например, катера Islands. Во всех других случаях, в условиях достаточно скудного украинского оборонного бюджета, который в 2018 году составлял чуть более $3 миллиардов, все эти закупки могут очень сильно растянуться во времени.

Игорь Ветров, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: