Решение де-факто уже есть, оно просто будет поэтапным, пошаговым. В принципе, как и происходит сейчас. И противники, и сторонники автокефалии и в Москве, и в Киеве уже действуют таким образом, как будто томос получен.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, оценивая вопрос создания единой поместной церкви.
По его словам, фактически, все уже признали необратимость этого процесса.
Он напомнил, что у нас появились экзархи Вселенского патриарха, что уже означает начало процесса.
«Он уже стартовал и дошел до такой фазы, когда вернуть назад практически невозможно. Вопрос лишь в том, в какой форме произойдет автокефалия. Что это будет – экзархат, патриархат, митрополия? Однако тот путь, на который встали в Украине и Константинополе, уже практически необратимым», – отметил Фесенко.
Все остальное – важные, формальные детали, потому что сам по себе томос – юридическая формальность. Константинополь уже фактически признает украинское православие, пока просто не окончательно и не юридически, добавил он.
Суть вопроса не в наличии или отсутствии томоса, а в том, что нужно запустить процесс объединения украинских православных церквей. Проблема в том, что Киевский патриархат и РПЦ с КП МП также все сводят к теме каноничности, уточнил политолог.
«Главная проблема – не каноничность. Если Вселенский патриархат признает, что Украина – это их религиозная территория, то проблема не в томосе. Они сказали, что никому не отдавали, поэтому не нужно возвращать, признавать специальным решением, томосом. Такой вариант возможен», – подчеркнул он.
По его мнению, речь не идет о том, что будет предоставлен томос Киевскому патриархату.
«Статус Украинской автокефальной церкви будет предоставляться объединенной Украинской православной церкви», – пояснил эксперт.
Он не исключил, что возможны провокации со стороны Москвы, которые будут делаться руками украинских националистов и радикалов.
«Это классический способ провоцирования внутренних конфликтов, особенно во время выборов. Это способ мобилизации промосковских сил, способ попробовать сделать мобилизацию на религиозном вопросе и противопоставить православных в стране. Это еще один способ раскола», – отметил специалист.
Он напомнил, что в послании президент заявил, что никто не ликвидирует УПЦ МП, потому что это право свободного выбора – кто хочет, тот присоединится к объединенной православной церкви, кто нет – останется в МП.
«Классические религиозные сооружения еще советских времен являются фактической собственностью государства, а не церкви. Государство передает их в пользование конфессиям. Очень важно деликатно решить вопрос с тем, кто и как будет пользоваться имуществом. Нужно, чтобы не было монополии, когда одна церковь является владельцем всех религиозных сооружений», – резюмировал Владимир Фесенко.
Как известно, в Стамбуле началось заседание Синода Константинопольского патриархата, на котором могут утвердить томос об автокефалии украинской церкви. Собрание высшей церковной иерархии проходит с 9 по 11 октября.
31 мая 2018 года президент Украины Петр Порошенко заверил, что украинский народ получит томос о единой поместной православной церкви.
Ранее «Слово и Дело» писало, как получили самостоятельность церкви Восточной Европы и что даст Украине томос об автокефалии.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»