После молниеносного принятия законопроекта об увеличении количества членов Центральной избирательной комиссии группа народных депутатов из оппозиционной фракции заявила, что будет обжаловать эту законодательную инициативу в Конституционном суде. Есть ли основания обращаться в КСУ и какое решение может принять суд, «Слово и Дело» расспросило эксперта по конституционному праву Александра Москалюка.
Если опираться на то, что при принятии законопроекта была грубо нарушена процедура и регламент Верховной Рады, то Конституция предусматривает обжалование в КСУ.
«В практике КСУ мало использовались обращения именно по мотивам несоблюдения процедуры. Но КСУ дважды за последний год принимал решения, ссылаясь как раз на то, что была нарушена процедура принятия проекта закона. Но в этом вопросе всегда ведется дискуссия: неконституционная процедура принятия – это значит, что было неличное голосование нардепов, или что-то другое? Сейчас КСУ шире начал толковать это понятие», – отметил Москалюк.
Он напомнил, что когда проект закона об увеличении членов ЦИК был зарегистрирован в Раде, то в течение 14 дней должны были быть представлены альтернативные законопроекты, но этого не произошло, поскольку проект закона приняли в тот же день.
«Поэтому в этой части единственный момент, что КСУ исходит из того, насколько существенными были такие нарушения и могли ли они привести к тому, что законопроект не был бы принят вообще», – добавил он, отметив, что чисто по формальным моментам такое решение может быть принято.
«Если закон признается неотложным, КСУ рассматривает его в течение месяца. Есть несколько случаев, когда закон признается неотложным, например, о внесении изменений в Конституцию. Но и по другим делам они могут признать законопроект неотложным», – уточнил он.
В случае, если КСУ признает закон по ЦИК неконституционным, тогда прекращается его действие. Но остается открытым вопрос, с какого момента. По словам Москалюка, по закону, с момента принятия решения КСУ. Тогда новый состав ЦИК остается и администрирует президентские и парламентские выборы. Но до конца непонятно в случае, если отменяется эта новая норма об увеличении состава ЦИК, вернется ли норма в старой редакции или в законе вообще не будет указано количество членов ЦИК?
«Среди юристов нет однозначного мнения, потому что возникает спор из-за того, что одно нарушение законодательства неизбежно влечет за собой и другие. Это как в математической задаче: когда в первом действии сделали ошибку, она влечет за собой все остальные ошибки. Один из наиболее дискуссионных вопросов: что делать с теми фактами, которые уже произошли и которые сложно отыграть обратно?», – отметил юрист.
По его словам, в подобных ситуациях следует обращаться в КСУ независимо от результата, хотя нельзя сказать, что в данном случае он будет нулевым.
«Нельзя таким образом принимать законы. Даже если посмотреть, как быстро его приняли, на следующий день подписал глава Верховной Рады и направил на подпись президенту, после чего закон был сразу же опубликован. Он вступил в силу в четверг утром и сразу же был применен – Рада приняла новый состав ЦИК. Формально здесь не к чему придраться, но на практике такое очень редко бывает, когда так оперативно все происходит. Так не должно быть», – отметил Москалюк.
По его мнению, в таких случаях обращение в КСУ не должно быть своеобразным предохранителем на будущее. Вопрос стоит даже не столько о результате рассмотрения, сколько о том, что подобные факты могут быть рассмотрены КСУ и должным образом оценены.
Напомним, Верховной Раде осталось назначить еще одного члена ЦИК.
Как голосовали нардепы за увеличение количества членов ЦИК – на инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»