Верховная Рада назначила новыми членами Центральной избирательной комиссии 14 народных депутатов. Насколько законно прошло это назначение с юридической точки зрения, не возникнут ли проблемы с законом об увеличении состава членов ЦИК, и как будут работать новоназначенные в ситуации, когда кворум Центризбиркома составляет 11,3 человека «Слово и Дело» расспросило эксперта Центра политико-правовых реформ Богдана Бондаренко.
Что касается непосредственно процедуры увольнения тех членов ЦИК, у которых истек срок полномочий и, собственно, назначение новых, то, по мнению Бондаренко, все прошло по правилам. Если же в целом оценивать процесс назначения новых членов ЦИК, который длился долгих четыре года, а также – принятие закона об увеличении количества членов Комиссии и те проблемы, которые были заложены этим законом по самой деятельности органов, регулирующих избирательный процесс, то он не удовлетворительный.
«Новых членов ЦИК назначили в рамках законодательства. И это хорошо. Есть две проблемы. Первая – оппозиционные фракции представлены ненадлежащим образом. Хотя еще одного члена ЦИК должны назначить позже. Потому что из 17 человек нардепы назначили 14-ть, у двоих еще не закончились полномочия (Срок полномочий Екатерины Махницкой, избранной по квоте «Свободы» и Олега Диденко, избравшегося по квоте партии «УДАР», истекает в 2021 году). Вроде были договоренности, что 17-й член ЦИК пойдет по квоте оппозиционной фракции», – отметил Бондаренко.
Вторая проблема, по мнению эксперта, заключается в том, каким образом было увеличено количество членов ЦИК. Новым законом, за который нардепы проголосовали 18 сентября, во вторник, изменения внесены только в статью о количестве членов ЦИК, а надо было также внести изменения относительно кворума, который дают две трети ЦИК.
«Сейчас кворум составляет 11,3 членов ЦИК. Такие технические вопросы можно решить, например, округлив 11,3 до 11. Но эти моменты показывают другую проблему. ЦИК – это сугубо конституционный орган, но в который раз победила политическая целесообразность», – отметил юрист.
По его словам, процедура внесения проекта закона была грубо нарушена, поскольку в один день проект закона был и зарегистрирован, и появился его текст, и он был согласован профильным Комитетом, и, наконец, проголосован. Все – в первой половине дня.
«При этом, никакой возможности внести поправки или альтернативные проекты не было. Даже если проект закона признается неотложным, то все равно дается возможность в течение, пусть не 14, а семи дней, внести альтернативные проекты законов. Некоторые депутаты сказали, что попытаются признать этот закон неконституционным. Судя из практики, шансы у них на это есть, но времени не хватит – просто выборы уже пройдут», – отметил эксперт.
По мнению Бондаренко, новым членам ЦИК будет очень непросто работать в ближайший год, должны пройти выборы президента и парламентские.
«У них остается полгода до президентской кампании. Им за год надо администрировать еще и парламентские выборы. Хотя еще окончательно неизвестно по какой избирательной системе придется работать. К тому же, не исключено, что процесс выборов ВТГ будет, в конце-концов разблокирован. И тогда членам ЦИК придется проводить еще и местные выборы», – отметил он.
Напомним, мы писали, за что готовы голосовать новые члены Центризбиркома.
Как голосовали нардепы за увеличение количества членов ЦИК – на инфографике.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»