На сегодня никаких заявлений о том, что сотрудничество с МВФ пересмотрят, никто не делал. Следовательно, скорее всего, тарифы поднимутся.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, оценивая ситуацию с повышением тарифов.
«Если мы не пересматриваем программу сотрудничества с МВФ, то нужно выполнять взятые ранее требования. Значит, поднимать цены. Может быть, это будет как-то постепенно, правительство попытается, например, повысить до 10 тысяч, а с 1 января, к примеру, до 14 тысяч», – отметил Землянский.
Он уточнил, что мы имеем сейчас цену для промышленности, которую выставил «Нафтогаз», на уровне 13-14 тысяч с налогами и транспортом. Соответственно, маяком для переговоров с МВФ на этой неделе будет уже эта цена, ведь речь идет о выравнивании цен для всех потребителей – промышленности и населения.
«То есть цены для населения будут тянуться за ценами для промышленности. Хотя «Нафтогаз» манипулятивным способом установил эту цену, ведь у него есть запас газа в хранилищах, который был ранее закуплен по более низким ценам», – пояснил специалист.
Значит, среднегодовая цена для промышленности ниже, чем текущая на европейских биржах, констатировал он.
По его словам, на биржах идет скачек, потому что ждут холодной зимы. У них низкий объем в хранилищах. Они начинают активно закачивать, соответственно, растут цены на рынках.
«Нафтогаз» формирует цену в режиме онлайн, то есть не учитывая тех возможностей, которые у него есть», – добавил эксперт.
Кроме того, либеральная модель предполагает постоянные колебания. К примеру, пошли цены на газ вверх – зацепили и тарифы, то есть они повысились, подчеркнул он.
По его словам, согласно действующему постановлению Кабмина, корректировка должна быть ежеквартально.
Любой рост тарифов приведет к серьезным макроэкономическим последствиям в виде роста инфляции, выделения дополнительных средств на субсидии, акцентировал энергетик.
«Как следствие, могут направить субсидии большему количеству людей, пережить отопительный сезон, пройти избирательную кампанию, а в октябре 2019 года уже урезать субсидии половине населения», – предположил он.
В целом, то, что вопрос, какими будут тарифы в Украине, решает МВФ – ситуация не совсем нормальная, отметил специалист.
«Уровень тарифов в стране не должен касаться МВФ. Сложно представить, что МВФ указывает Германии, какие цены должны быть для населения или промышленности. Это прерогатива внутренней политики и власти», – пояснил он.
Основное требование МВФ – сбалансированный бюджет, а каким образом – решение за нами, уточнил эксперт.
«Главное для МВФ, что предоставленные нам средства они получат назад. Это можно делать и не за счет тарифов», – добавил он.
«Нафтогаз» даже не пытается найти другие способы, ведь премий не будет. В контракте главы «Нафтогаза» прописано, что премии, которые идут по контракту, прямо привязаны к финансовым показателям. Грубо говоря, «Нафтогаз» взял в Европе по цене 250, положил в хранилища, конъюнктура изменилась, а потом продают по 500. Примерно такова математика «Нафтогаза», – резюмировал Валентин Землянский.
Ранее Гройсман заявил, что не будет повышать цены на газ на период отопительного сезона 2017/2018.
Подробнее о тарифной политике – в материале «Цена на газ для населения. Будет ли подорожание в 2018 году».
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»