Почему выборы в объединенных громадах оказались под угрозой срыва?

Читати українською
Юрий Ганущакэксперт по вопросам местного самоуправления

В ЦИК просто нашли повод. Апеллируют к решению Конституционного суда Украины от 26 апреля 2018 года, которое не влияет на осуществление ЦИК полномочий по принятию решения о назначении первых выборов в объединенных территориальных громадах.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по вопросам местного самоуправления Юрий Ганущак, оценивая ситуацию с проведением выборов в ОТГ в октябре.

«Повод абсолютно абсурдный и не выдерживает никакого юридического обоснования. Просто нашли момент, когда парламент в отпуске, времени мало, а 17 августа – последний день, когда можно объявлять выборы. Соответственно, в судебном порядке трудно отменить решение, которое является неконституционным», – отметил Ганущак.

Почему-то ждали больше четырех месяцев, а потом вдруг усомнились в том, можно ли проводить выборы, добавил он.

Эксперт пояснил, что решение, на которое ссылаются в ЦИК, касается всеукраинского референдума. В законе об объединении территориальных громад указано, что может быть решение сессии совета – сельского/поселкового, а может быть местный референдум.

В Раде сегодня проголосуют за новый состав ЦИК: как обещали голосовать нардепыРада сегодня может поменять состав Центральной избирательной комиссии. Слово и Дело разбиралось, как обещали голосовать нардепы.

Однако закона о местном референдуме нет, поэтому остается только один вариант – решение сельского совета, уточнил он.

Специалист напомнил, что все предыдущие проходили именно таким образом и у ЦИК не возникало сомнений, почему это вдруг не проводят референдума.

«Закона о референдуме нет. То есть повод вымышленный. При чем всеукраинский референдум к местным? Кроме того, есть прямая норма закона, по которой должна работать ЦИК. Там нет дискреции. ЦИК обязана объявить первые или дополнительные выборы, когда из суда приходит соответствующее заключение о том, что, грубо говоря, все нормально, можно объявлять выборы. Нет опции, нет дискреции. ЦИК имеет обязательства. Это часть вторая статьи 19 Конституции. Однако ЦИК почему-то решает, что не будет объявлять выборы, чем нарушает закон», – пояснил он.

Эксперт обратил внимание, что гарантом Конституции является президент. На его взгляд, важна реакция АП, поскольку молчание президента бросает тень на него самого.

«Слухи о том, что это было по указанию президента, в случае, если президент не скажет своего слова, будут не такими уж и беспочвенными. Эта ситуация очень серьезная. Есть предположение, что таким образом отрабатывается сценарий необъявления выборов президента. Поэтому президент как гарант Конституции, в том числе 19-й статьи, должен отреагировать. Иначе его электоральные позиции будут потеряны», – резюмировал Юрий Ганущак.

Как известно, 9 августа ЦИК обратилась в комитет ВРУ насчет несогласованностей законодательства о референдумах.

Напомним, программа деятельности Кабмина обязывает Владимира Гройсмана предоставить право распоряжаться землей объединенным территориальным громадам.

Также «Слово и Дело» разбиралось, какие обещания относительно голосования за ЦИК давали народные депутаты.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: