Несколько недель работы Верховной Рады перед каникулами прошли в сопровождении протестов шахтеров, которые требовали выплатить им долги по зарплате. По данным Министерства энергетики, на 1 июня задолженность составляла 378 миллионов гривен, в то время как в профсоюзе горняков называли цифру в разы больше – 1,1 миллиарда гривен. Чтобы урегулировать этот вопрос, парламент одобрил изменения в государственный бюджет и выделил для погашения задолженности почти 1,5 миллиарда. Но закон еще не подписал президент Украины и протесты до сих пор продолжаются.
Долги по зарплате – не единственная проблема с угледобывающими предприятиями Украины. Есть вопрос более масштабный – убыточность шахт, с которой украинские власти борются уже не первый год, причем безуспешно.
До и после начала войны
В Украине сосредоточено около 4% мировых запасов угля. По состоянию на 2013 год основная их добыча велась в Донецкой (27% добычи), Луганской (43%) и Днепропетровской областях (23%). Еще 7% угля добывали во Львовской и Волынской областях. Тогда в целом в стране насчитывалось 160 шахт, а ежегодная добыча угля составляла 72-85 миллионов тонн.
После начала войны на Донбассе в 2014 году в и без того дотационной отрасли начали серьезные проблемы, ведь большинство шахт оказалось на территории, неподконтрольной украинским властям. Сейчас в Украине насчитывается 102 государственные шахты, но действующими вне зоны операции Объединенных сил считаются только 33.
Уровень угледобычи после начала боевых действий снизился почти в три раза. Например, за прошлый год она составила 34,9 миллиона тонн. За пять месяцев этого года было добыто 1 миллион 852,9 тысячи тонн угля, это на 3,6% меньше запланированного и на 7,6% меньше соответствующего периода 2017-го. В результате Украина сейчас вынуждена закупать уголь в других странах.
Только 4 украинские шахты работают прибыльно
За 2013-2016 года шахты получили суммарно 11,6 миллиарда гривен государственной поддержки, однако убытки производства готовой продукции за этот период составили 17,6 миллиарда гривен. Сейчас из 102 шахт с прибылью работают только четыре. То есть многие годы государство вкладывало в отрасль огромные деньги, получая на выходе еще большие убытки.
Эксперты при этом отмечают, что шахты давно пора передать в частные руки. Правительство с этим согласно. В программе деятельности Кабинета министров Владимира Гройсмана одним из пунктов значится приватизация угледобывающих предприятий, а также ликвидация или консервация неприватизированных шахт с обеспечением социальной поддержки уволенных работников. «Семь перспективных шахт будут сохранены за государством как основа энергобезопасности страны. 15 шахт можем вывести на нулевую рентабельность и прибыль, и выставить их на приватизацию», – заявил в 2016 году министр энергетики Игорь Насалик. В том же году, в мае, министр пообещал уже в течение 6-10 месяцев вывести на безубыточный уровень и продать часть государственных угольных шахт, но свое обещание провалил. За указанный Насаликом период прибыльной оказалась только одна шахта – «Надежда».
Законодательство для приватизации государственного имущества было принято в начале этого года. Верховная Рада одобрила законопроект «О приватизации государственного имущества», согласно которому 893 предприятия, включая угледобывающие, планируют передать частным лицам. Пока шахты на приватизацию не выставляли.
План реформирования угольной промышленности
В прошлом году Кабинет министров одобрил Концепцию реформирования и развития угольной промышленности до 2020 года, которая позволила бы комплексно решить все проблемные вопросы функционирования отрасли, перевести ее на бездотационный и самоокупающийся режим деятельности, а также увеличить объемы добычи угля.
В процессе реформирования шахты будут разделены на три группы. Первая – перспективные шахты, которые имеют значительный объем промышленных запасов угля и могут быстро выйти на прибыльный уровень работы. Вторая – шахты с высоким уровнем износа оборудования, требующие значительных инвестиций, их законсервируют. Третья – шахты, которые не могут выйти на прибыль, их ликвидируют.
В рамках реализации концепции в декабре была создана Национальная угольная компания, которая станет центром реорганизации государственных угольных активов. Компании передадут 32 шахты.
Представляя план реформирования, Насалик отметил также, что до 2019 года Украина сможет отказаться от антрацитовой группы угля. Кроме того, по его словам, в этом году реализация концепции позволит увеличить добычу угля. «Принятие плана действий по реализации концепции развития позволит нам уже к концу 2018 году увеличить выпуск готовой продукции до 8,7 миллиона тонн. И я могу твердо сказать, что через год и два месяца у нас не будет ни одной убыточной шахты», – заявил он. Напомним, что это обещание Насалик провалил: только 4 шахты из 33 работают не в убыток.
Насалик должен до 1 сентября найти инвестиции в угольную отрасль
Июльские протесты шахтеров заставили правительство обсуждать ситуацию в угольной отрасли. «В рамках Министерства энергетики и угольной промышленности нужно принимать четкие, конкретные решения, которые позволят вывести отрасль из кризиса. Я проанализировал ситуацию и могу сказать, что это возможно. Нам нужно забыть о стуке шахтерских касок, когда люди говорят о своей заработной плате. Должны слышать на добывающих предприятиях шум производства», – заявил в ходе специального совещания премьер Владимир Гройсман. Глава правительства также поручил Насалику вернуть ситуацию под контроль.
А буквально на днях Гройсман заявил, что министр энергетики должен найти инвестиции для угольной отрасли и наладить стабильную работу государственных шахт. У Насалика есть время до 1 сентября, чтобы найти финансовые ресурсы для инвестирования в отрасль.
Напомним, 3 августа шахтеры провели акцию возле здания Министерства энергетики и угольной промышленности в Киеве с требованием выплатить задолженность по зарплате.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»