«Дорогой» украинский уголь: что нужно знать о ценообразовании?

Читати українською
Андрей Герусэксперт в энергетической сфере

По данным ГП «Госвнешинформ», 80% антрацита импортируется из России. Однако в данной ситуации антрацит составляет менее 20% украинских потребностей в энергетическом угле. Остальные более чем 80% – это уголь марки Г, который добывается в Украине.

Об этом на своей странице в Facebook рассказал эксперт по энергетическим вопросам Андрей Герус, передает «Слово и Дело».

«Конечно, поскольку антрацит импортируется, то именно к нему должен применяться импортный паритет – это объективно и справедливо. Но какой импортный паритет? Менее 20% от всего антрацита импортировалось из ЮАР. Уголь в ЮАР дешевле, чем в Роттердаме, но транспортировка из ЮАР несколько дороже. Поэтому формула «Роттердам плюс» дает практически тот же результат, что и ЮАР», – отметил энергетик.

«Но почему же по формуле «ЮАР плюс» или «Роттердам плюс» нам в тарифы засчитывается уголь из России? Разве это не очевидная афера, если этот уголь на морские суда вообще не попадает, а напрямую из Ростовской области идет на Луганскую ТЭС в городе Счастье?», – подчеркнул он.

По его словам, импортный паритет должен быть по цене и стоимости транспортировки, то есть из ближайшей импортной точки, откуда товар реально импортируется.

Кроме того, есть еще вопрос того, что 99% импорта было осуществлено через посредников, то есть прокладки, обратил внимание Герус.

«Оказывается, больше всего импорт антрацита, в частности из России, шел через Швейцарию. Конечно, физически уголь не шел через Швейцарию. Это просто наш не монополист вставлял в поставку угля свою швейцарскую прокладку DTEK Trading SA, которая зарегистрирована в Женеве по адресу Place de Chevelu, 6, и оставлял на ней маржу 300-600 гривен за тонну. А в Украину уже попадал «дорогой» уголь, которым козыряли в пресс-релизах», – пояснил он.

Таким образом, деньги выводились из Украины, добавил эксперт.

«Поэтому на угольную отрасль нет средств, украинские шахтеры получают низкие зарплаты, государственный бюджет недополучал соответствующий налог на прибыль, ну и соответствующая зарплата у учителей и врачей. А у потребителей высокие тарифы, чтобы покрыть этот «дорогой» уголь, деньги от которого оседали в Швейцарии. Но зато не монополист за счет наших тарифных денег поддержал швейцарский бюджет, швейцарских пенсионеров, учителей, культуру, образование, науку, полицию», – резюмировал Андрей Герус.

Заметим, министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что планирует в 2018 году сократить использование антрацита до 3 миллионов тонн.

Похожее обещание «Слово и Дело» зафиксировало также у премьера Владимира Гройсмана. В планах главы правительства до 2019 года уменьшить потребление антрацитного угля на более чем 5 миллионов тонн.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: