«Медицина не знала изменений с прошлого века. Ее довели до разрухи. Ульяна Супрун начала реформу, чтобы это изменить. Она – волонтер, которая приехала сюда работать», – уверенно заявил премьер-министр Владимир Гройсман. В июле 2016 года Ульяну Супрун назначили и. о. министра охраны здоровья. Тогда же Гройсман убеждал, что внесет ее кандидатуру, как только коалиция определит общую позицию по этому вопросу. Сегодня исполняется ровно 2 года с момента назначения Супрун в МОЗ. На должность министра уроженку США так и не утвердили. Вероятно, коалиция все еще в поисках консенсуса, а вот изменения в медицинской отрасли, не без дискуссий, но запустили. По данным портала, в первый год (с 27 июля 2016 до 29 мая 2017 года) своей работы Супрун дала 25 обещаний, из которых лишь 4 выполнила, 3 – провалила, а еще 18 заверений автоматически перешли на следующий год. В процентном соотношении получилось, что Супрун выполнила всего 16% своих обещаний.
Супрун в МОЗ. Без вариантов?
Врач, член организации «Украинская ассоциация содействия охране здоровья населения» Андрей Гук обратил внимание, что сейчас, учитывая статус и. о., очевидно, да и премьер не скрывает, что за медицинскую реформу нести ответственность будет именно он.
«Однако на примере того, что произошло с предыдущим правительством Яценюка, есть опасения, что никто никакой ответственности нести не будет», – предостерег специалист.
Эксперт напомнил момент назначения Супрун и отметил, что перед тем, как ей была предложена вакансия, по меньшей мере 15 лицам также поступало предложение, но никто не согласился на те условия.
«А условия таковы, что без дополнительных средств, без инвестиций делать реформу нельзя. Любые изменения без денег только ухудшают состояние. Тем более, учитывая, что Украина, будучи страной с рыночной экономикой, будучи в состоянии гибридной войны, столкнулась с проблемами, с которыми ранее ни одна из европейских стран не сталкивалась», – пояснил Гук.
Сейчас, по его мнению, трудно сказать, что Супрун является лидером.
«Поэтому ее кандидатуру и не выносят в зал на голосование. Если не будет голосов, это докажет просто, что к ней доверия нет», – подчеркнул он.
План реформы
На сегодня уже есть проблемы с реформой, потому что как таковой реформы нет, добавил эксперт.
«Классический менеджмент предполагает несколько вещей. В частности, создание плана реформы. Мы видели много различных концепций и проектов, стратегий, но почему-то ни одного нет в качестве правительственного документа», – обратил внимание специалист.
Он отметил, что, например, есть стратегия развития туризма или стратегия реформы госслужбы, местного самоуправления, но в данном случае стратегического документа нет.
«Скорее мы наблюдаем какое-то латание дыр, к сожалению», – уточнил Гук.
Он привел пример, что принят закон о государственных финансовых гарантиях, но он не выполняется, так как в нем указано, что должно расходоваться не менее 5% ВВП, а это около 180 миллиардов гривен.
«По факту, в бюджете есть неполных 115 миллиардов. Это уже первое несоответствие, потому что заявлено было одно, а на практике мы видим другое», – акцентировал специалист.
Медицина требует изменений. Но есть ли средства?
Что касается системы финансирования, продолжил эксперт, то без глубинной модернизации системы невозможно, чтобы система охраны здоровья эффективно заработала.
«Сократим количество учреждений охраны здоровья, увеличим зарплату и все будет хорошо – не аргумент», – подчеркнул он.
Специалист отметил, что до сих пор не введена в действие электронная система охраны здоровья, есть лишь определенные ее элементы.
«Поэтому мы сейчас не можем знать, сколько вообще людей в Украине, какова смертность, заболеваемость. Без построения электронной системы охраны здоровья это невозможно. А это все средства. Соответственно, вывод таков, что аккумуляции средств на реформу не произошло», – уточнил он.
Более того, некоторые аспекты, которые сейчас предлагаются как новизна, приписная кампания – это все звучало еще в 2005 году, но тогда не было политической воли, пояснил эксперт.
«Сейчас, если есть политическая воля, то нет ресурсов на ее выполнение и некому выполнять предложенные подходы», – констатировал он.
Из плюсов действительно следует отметить переход на модель семейного врача, добавил специалист.
«Это европейская практика. Основа медицины. Это действительно врач, который лечит от большинства распространенных болезней. Он должен быть у каждого. Семейный – тот, кто лечит всю семью. Это не тождественные понятия, но подобные. Ведь только 20% больных нуждаются в стационарном лечении в течение года. 80% нуждаются в амбулаторном лечении, наблюдении. Будущее за семейными врачами», – резюмировал Андрей Гук.
Подробные итоги двух лет работы Ульяны Супрун в МОЗ – на нашей инфографике.
Сколько лекарств закупила государство в 2016-2017 годах и что из этого получили украинцы – по ссылке.
Также аналитики портала выяснили, есть ли в Украине бесплатные лекарства и какие лекарства и анализы должны быть бесплатными.
Хотите обсудить материал? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»