Украинская бесплатная медицина слишком дорого обходится для пациентов. В то время, как в МОЗ активно рассказывают о различных государственных программах, по которым можно получить бесплатные вакцины, лекарства от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, украинцы платят за все – от анализов и шприцев до операционных пакетов и специфических дорогостоящих лекарств. В ответ на обвинения в провале закупки лекарств за государственные средства и. о. министра охраны здоровья Ульяна Супрун рассказала в Facebook, что лекарства есть, и разъяснила, где их можно получить. Насколько информационные программы МОЗ соответствуют действительности, рассказал эксперт, основатель Украинского медицинского экспертного сообщества Дмитрий Подтуркин, а мы создали инфографику на основе открытых официальных источников.
Для того, чтобы рассказать украинцам, где можно взять бесплатные лекарства, команда Супрун запустила информационную компанию «Лекарства есть», к которой присоединилась и сама.
«Качественные, безопасные и эффективные лекарства есть. Государство их закупает за средства налогоплательщиков. Поскольку вы уже за них заплатили, никто не имеет права требовать с вас деньги за эти лекарства! Кроме того, действуют государственные программы, помогающие получать лекарства доступнее», – сообщила Ульяна Супрун на своей странице в Facebook, рассказывая о преимуществах программ, по которым можно получить бесплатные лекарства.
По убеждению Супрун, в медучреждениях Украины бесплатно можно получить около 500 различных препаратов и 700 медицинских изделий, закупленных за бюджетные средства через международные организации, – стенты, онкопрепараты, лекарства против гепатита, лекарства для трансплантации и медпрепараты по многим другим программам.
«В реальности бесплатно получить указанные лекарства и медицинские изделия смогут в лучшем случае не более 30% пациентов, нуждающихся в лечении. Но учитывая то, что средний срок поставки лекарств через международные организации составляет более 20 месяцев и сейчас завершилось поставки лекарств, которые были закуплены за бюджет 2015 года, на самом деле бесплатные лекарства не доступны для каждого пятого пациента. Кроме того, проблемы с качеством закупленных медпрепаратов приводят к тому, что есть отдельные случаи отказа пациентов их использовать», – рассказал Подтуркин.
По его словам, на закупку этих лекарств по централизованным программам в бюджете 2018 государство выделило только 29,7% от общей потребности. А это 5,95 миллиарда гривен из необходимых 20. Если на вакцинацию, лечение СПИДа и туберкулеза государство выделяет достаточно средств (потребность удовлетворяется на 97-100%), то на обеспечение стоимостного лечения выделяется значительно меньше средств. Так, закупка препаратов для лечения онкологических заболеваний в 2018 году профинансирована на 28,5%, трансплантации – 45%, донорства и безопасности крови – 20,8%, сердечно-сосудистых заболеваний – 30%, закупка эндопротезов – всего на 17%.
Но даже этих лекарств в больницах практически нет. Согласно отчету Счетной палаты, пациенты не имеют своевременного доступа к необходимым препаратам из-за значительного увеличения срока проведения закупок и поставок медикаментов.
«Только недавно завершились поставки медицинских изделий и лекарств, которые были закуплены на средства государственного бюджета 2015 года. Два с половиной года понадобилось на то, чтобы получить медпрепараты, средства за которые были перечислены еще в ноябре 2015 года! Так, в мае 2018 года за счет бюджета-2015 международными организациями поставлен противотуберкулезный препарат «Рифабутин», в феврале 2018-го – тесты и реагенты по выявлению СПИДа. К середине июля 2018 года за счет средств бюджета-2016 поступили лекарства и медизделия на 84,7% от сумм перечисленных авансов. Причем вакцин – на 34%, расходных материалов для детского диализа – 55%, эндопротезов – 57%», – отметил эксперт.
Лекарства, за которые государство заплатило еще в 2017 году, сейчас поступили в больницы и другие медучреждения только на 37% от уплаченных авансом бюджетных средств. При этом вакцин получено только на 2,7%, лекарств для взрослых больных онкологией – на 30% и только на 18% – препаратов для детской онкологии. А по многим направлениям еще не поставлялось ничего.
Получить бесплатные лекарства в больницах и других медучреждениях по разным госпрограммам практически невозможно, потому что нет средств на их закупку.
«В 2018 году только 10% пациентов смогут получить бесплатные препараты в больницах. Медицинские учреждения должны закупать в первую очередь лекарства из Нацперечня, а только потом все остальные. В структуре государственного финансирования учреждений здравоохранения 80-90% составляет заработная плата, 7-9% – коммунальные платежи и только 3-7% – расходы на закупку лекарственных средств и медицинских изделий. Получается, что из 51 миллиарда гривен медицинской субвенции только 1,5-3,5 миллиарда гривен можно направить на закупку лекарств из Нацперечня. Это около 10% от потребности. А реальная потребность составляет 18,4 миллиарда гривен. На другие лекарства, конечно же, денег уже не будет», – пояснил Подтуркин.
Если рассматривать программу «Доступные лекарства», то по итогам 2017 года только 10% пациентов смогли ею воспользоваться.
«За 10 месяцев реализации программы было выписано 14 миллионов рецептов, то есть в месяц в среднем выписывалось 1,4 миллиона рецептов. При том, что в Украине почти 14 миллионов пациентов, которым нужно лечение по этой программе. Если говорить о компенсации средств, то за 14 миллионов рецептов государство компенсировало только 627,2 миллиона гривен. А это в среднем 44,7 гривны в месяц – мизерная сумма, учитывая цены на лекарства», – сказал эксперт по вопросам охраны здоровья.
При этом «небольшая доплата» пациентом иногда превышала 70% от стоимости лекарств. Например, «Эналаприл-Тева» стоил 60,1 грн, государство компенсировало только 14,3 грн, а пациент вынужденно доплачивал 45,8 грн., «Бисопролол» – 243,4 грн, из которых пациент доплачивал 164,2.
«К большому сожалению, утверждение Ульяны Супрун о том, что в медучреждениях достаточно бесплатных лекарств, которые распространяются в рамках информационной кампании «Лекарства есть», на самом деле является откровенной манипуляцией. В реальности, может, они и есть, но максимум для каждого пятого или седьмого пациента», – заключает Подтуркин.
Подробнее – на инфографике.
Ранее мы писали, что в «Охматдете» пожаловались на отсутствие лекарств, которые обязалось предоставить государство.
Между тем Ульяна Супрун в соцсети периодически развенчивает мифы о лечении различных болезней или дает советы не бояться есть мороженое при боли в горле. Недавно она рассказала, как украинцам уберечься от бешенства.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»