Обоснованно ли дорожает проезд в Киеве и с чем связаны основные проблемы?

Читати українською
Владимир Сиденкоэкономический эксперт
Александр Каваэксперт по вопросам транспорта

С 14 июля в Киеве подорожает проезд в общественном транспорте. Несмотря на митинг против новых тарифов под зданием КГГА, мэр столицы согласовал решение. Уже с понедельника разовая поездка в трамвае, троллейбусе или автобусе станет вдвое дороже и обойдется в 8 гривен, а для тех, кто купит проездной, – от 6,3 гривны. Проезд в метро подорожает на 1,3 гривны для тех, кто пользуется проездными, и на 1,5 гривны – при пополнении карты метро на 50 поездок.

Эксперт экономических программ Центра Разумкова Владимир Сиденко отметил, что горючее действительно выросло в цене, как и цены на электроэнергию, что влияет на эксплуатацию электротранспорта.

Однако, подчеркнул экономист, при любых обстоятельствах и заявленных причинах повышения цен на проезд нужно предоставлять информацию о реальных затратах производства транспортных услуг.

«Так же, как и в вопросе роста стоимости услуг по поставке электроэнергии, газа для домохозяйств, возникает вопрос, насколько это реально и что стоит за этими тарифами. Какова динамика расходов в этих сферах? Ни в этом случае, ни в случае с подорожанием проезда никто не предоставляет точной информации. Поэтому говорить в таких условиях об обоснованности тарифа очень трудно», – уточнил он.

Сколько киевляне тратили на проезд: анализ цен за последние 55 летСамый дешевый проезд в общественном транспорте в Киеве был в 1992 году, когда люди тратили всего 2 процента своего заработка. Но через четыре года стоимость проезда достигла своего исторического максимума.

По его мнению, сейчас мы сталкиваемся с простой манипуляцией словами, без наличия доступа к реальной информации о расходах.

Неизвестно, например, как влияет валютная составляющая на ценообразование, хотя вероятно, что какие-то кредиты брались, что они как-то обслуживаются. При этом, у нас нет информации о финансовом хозяйстве в этой сфере общественного интереса, к тому же добавляются другие проблемы, добавил эксперт.

Например, у нас неоднозначная ситуация с конкуренцией, обратил внимание экономист.

«За большим количеством различных маршрутов может скрываться монопольный контроль. Здесь большое поле деятельности для АМКУ, который очень вяло действует почему-то», – подчеркнул Сиденко.

Также, по его словам, проблемная ситуация с льготниками, которых уже множество – все пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий, определенные категории служащих.

«Это большая нагрузка на транспорт. Все это должно компенсироваться из местного бюджета, но насколько это правильно? Разумеется, если компенсация больше, чем они получают, не будет оставаться другого пути, кроме как повышать тарифы для тех, кто платит. Поэтому здесь давно стоит вопрос проведения детального аудита», – пояснил специалист.

Больше всего удивляет то, что в такой ситуации, имея ряд нерешенных проблем, повышают тарифы не просто на 5-10%, а сразу вдвое, отметил он.

По его убеждению, следует двигаться в направлении увеличения количества общественного муниципального транспорта.

«У нас говорят все время, что уберут маршрутки с улиц, потому что они не только с точки зрения экологии вредны, но и с точки зрения безопасности движения очень сомнительны, поскольку часто водители не имеют квалификации, не соблюдают ПДД, а техническое состояние маршруток убитое. Однако за словами почти ничего не следует», – уточнил эксперт.

Он акцентировал, что в центральной части городов европейских стран таких транспортных средств мы не увидим. Там везде электротранспорт, а у нас его сняли с движения. К примеру, в Печерском районе его заменили маршрутками, добавил он.

Следует обратить внимание на опыт Запада в данном вопросе, в частности на внедрение электронного билета, подчеркнул специалист.

Пешком дешевле: что местные власти обещают относительно тарифов на проездМестные власти обещают не повышать стоимость проезда в общественном транспорте, однако не все с этим обещанием справляются.

«Электронный билет может быть там, где действует единая система управления, где есть один хозяин, который координирует все эти вещи. У нас сферу пассажирских перевозок каждый разделил и зарабатывает на этом как может. Предоставление общественных услуг стало фактически частным бизнесом, а этого быть не должно», – пояснил Владимир Сиденко.

Независимый эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава отметил, что аргументация о том, что тарифы нужно повышать в связи с подорожанием электроэнергии и повышением зарплат, выглядит неубедительной.

«Это нормально, что городской транспорт дотируется за счет местного бюджета. Соответственно, нужно понимать, что это уже политическое решение властей о том, какую часть расходов на городской транспорт покрывают за счет тарифа, а какую – за счет дотаций из городского бюджета», – подчеркнул эксперт.

Он уточнил, что сейчас предпосылок для повышения тарифов на проезд нет.

«Город имеет достаточно большой бюджет, чтобы оставить тариф неизмененным и развивать городской транспорт», – добавил Кава.

Ранее аналитики портала выяснили, как менялась стоимость проезда в киевском транспорте.

«Слово и Дело» сообщало, что в социальных сетях думают о подорожании проезда в столице.

Также «Слово и Дело» разбиралось, что по поводу тарифов на проезд в транспорте обещают чиновники.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: