Сколько киевляне тратили на проезд: анализ цен за последние 55 лет

Читати українською

Киевляне, узнавшие, что с середины июля проезд в городском транспорте подорожает в два раза, шутят, что скоро долететь будет дешевле, чем доехать. Если сейчас билет на трамвай, троллейбус, автобус и фуникулер стоит 4 гривны, то с 14 июля 2018 года разовая поездка в наземном транспорте столицы, а также в метро будет равна 8 гривнам. Наши аналитики подсчитали, сколько будет стоить проезд по городу в процентном соотношении к минимальной зарплате. Ну и раз уж мы взялись считать, то сравнили, сколько жители Киева тратили на проезд с 1964 по 2018 год.

В буквальном смысле слова копеечным был проезд в советские времена, но это не значит, что в процентном соотношении он был таким уже дешевым. Жетон на метро стоил 5 копеек, а билет в троллейбус – на две копейки дешевле. В 1964 году самая маленькая зарплата составляла 40 рублей, и на проезд уходило 11% от этой суммы (исходя из расчета на 22 рабочих дня, 4 поездки в день: 2 поездки метрополитеном, 2 поездки наземным транспортом).

От пяти копеек до восьми гривен: как менялась стоимость проезда в киевском транспортеВ Киеве в два раза дорожает проезд в наземном транспорте. Такой скачок цен был разве что в лихие девяностые, когда советские рубли сменились купоно-карбованцами, а затем и гривной.

В 1991 году появилось такое понятие, как минимальная зарплата, которая на тот момент составляла 180 карбованцев. Но несмотря на то, что стоимость проезда возросла в три раза – до 15 копеек за одну поездку, в процентном соотношении ездить было дешевле, чем при СССР. Вскоре началась гиперинфляция и пришло время самого исторического минимума, который тратили киевляне на проезд в общественном транспорте. В 1992 году проезд стоил 50 копеек, но это составляло всего 2% от зарплаты, которую тогда беспощадно задерживали. К слову, за проезд тогда тоже никто особо не платил. В следующем году ситуация резко изменилась и только на проезд у людей уходило 10% месячного заработка.

Страшно представить, что были времена, когда за один жетон приходилось выкладывать 20 тысяч, а в месяц проезд сжигал 117% минимальной зарплаты и составлял 1 миллион 760 тысяч купоно-карбованцев. Это было в 1996 году.

После введения гривны ситуация начала постепенно стабилизироваться и с 1998 по 2000 годы проезд в общественном транспорте стал составлять от 59 до 37% минимальной зарплаты. Отметим, что с 2000 года в течение восьми лет разовый проезд в городском транспорте стоил 50 копеек, а в связи с ежегодным ростом минималки уменьшалось и процентное соотношение расходов киевлян на транспорт. К началу кризиса 2008 года жители столицы выкладывали в месяц около 8% от зарплаты за проезд, а с конца 2008 года – уже 25%.

С тех пор проезд только дорожал, но в процентном соотношении к минималке все-таки немного снижался каждый год, но не опускался ниже 10%. В 2017 году мы платили по 4 гривны за билетик на автобус и по 5 гривен – за метро, что в месяц составляло 10% от минимальной зарплаты. После июльского подорожания, когда стоимость проезда возрастет в два раза, жителям столицы придется выкладывать за проезд 12% от минималки.

Подробнее – на инфографике.

Обоснован ли рост цен на проезд в общественном транспорте и что не учла власть, читайте в нашем материале.

Как менялась стоимость проезда в киевском транспорте – на инфографике.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: