18 мая РФ выдала предписание о запрете входа судов в воды Азовского моря в районе Бердянска и Мариуполя до 23 мая. Причиной назывались учебные стрельбы. Площадь запретного участка – около 2 тысяч квадратных километров. С того времени РФ начала провокации в Азовском море.
Об этом в эксклюзивном материале «Азовский кризис. Стоит ли Украине ждать вторжения с моря» для «Слова и Дела» рассказал журналист Денис Попович.
Журналист обратил внимание, что на самом деле никаких стрельб не было и уже на следующий день пограничники РФ начали останавливать и досматривать суда, которые шли в порты Бердянска и Мариуполя и обратно. Досмотры длились несколько часов и не закончились 23 мая.
По данным руководителя проекта «Майдан закордонних справ» Андрея Клименко, который в Facebook внимательно отслеживает ситуацию на Азовском море, «улов» россиян составлял по 7-8 иностранных судов.
Например, вечером 3 июня приблизительно в 25 морских милях на юг от Бердянской косы был задержан хорватский сухогруз SOUTHERN BREEZE, который шел в Мариуполь и был вынужден простоять 4 часа, прежде чем ему разрешили продолжить движение, отметил эксперт.
Он уточнил, что, по данным Клименко, «хорвата» остановили уже во второй раз.
Также 4 июня в 2:30 был задержан сухогруз SELECTA, принадлежащий украинскому собственнику, и простоял три часа. В тот же день приблизительно с 19:30 и до 21:10 досматривался турецкий балкер NAVIN HARRIER.
5 июня ночью на два часа был остановлен болгарский сухогруз EVALUNA с украинским экипажем, следующий из Бердянска в Стамбул.
По словам очевидцев, пограничники спрашивают у украинских моряков о службе в АТО.
Попович подчеркнул, что речь идет о соглашении по рыболовству от 1993 года, а также о Договоре о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года.
«Согласно этому документу, Азов является внутренним морем России и Украины. В нем нет 12-мильной зоны территориальных вод, а любой торговый или военный корабль под флагом РФ и Украины, который используется в некоммерческих целях, может свободно перемещаться в водах Азова», – пояснил он.
Естественно, положение не касается иностранных судов, которые и тормозят.
Ссылаясь на Клименко, журналист добавил, что РФ такими действиями в районе Бердянска и Мариуполя хочет вынудить судовладельцев отказаться от работы с этими портами.
Здесь сугубо экономическая причина, ведь если сократить трафик, то порт закроют, следовательно, это сокращение рабочих мест, социальное напряжение, а также убытки различных структур, завязанных на работе порта, поскольку логистика доставки грузов существенно усложняется, уточнил он.
По данным группы ИС, РФ таким образом шантажирует Киев, чтобы начать переговоры насчет возобновления поставок пресной днепровской воды в Крым по Северо-Крымскому каналу, который был перекрыт после аннексии полуострова. В итоге в Крыму сложилась катастрофическая ситуация с водоснабжением, а 2 июня оккупационные «власти» Крыма даже объявили чрезвычайную ситуацию в нескольких районах полуострова в связи с засухой.
Не исключено, что причиной провокаций РФ в море может быть месть россиян за задержание сейнера «Норд» с керченской регистрацией 25 марта. Украинские пограничники задержали судно за нарушение порядка убытия из оккупированного Крыма и отконвоировали в Бердянск, напомнил Попович.
При этом уже 25 мая жители Бердянска получили смс-сообщения с призывом устроить акции протеста для освобождения сейнера. «Пусть отдадут это корыто россиянам, и мы снова сможем рыбачить в море», – говорилось в смс. По мнению эксперта, это сигнал о том, что РФ стремится раскачать ситуацию в регионе.
Ссылаясь на позицию координатора ИС Константина Машовца, журналист отметил, что никто в РФ не забыл об идее создания «сухопутного моста» в Крым, поэтому РФ и прибегает к таким мерам.
Для этого Россия формирует предпосылки для осуществления морского десанта на азовское побережье. Для этого может быть проведена комбинированная операция: российские военные форсируют Таганрогский залив и при поддержке авиации атакуют район Мариуполя с моря, говорят в ИС.
Одновременно противник атакует украинские части в зоне проведения ООС – на приморском участке и на юге Донецкой области.
«В таком случае удержать сам Мариуполь и районы к югу от Донецка украинской группировке будет гораздо сложнее, чем в условиях только наземных боевых действий», – процитировал журналист координатора ИС.
По мнению Машовца, ресурсы у РФ для этого есть. В такой операции могут быть задействованы до 120 самолетов типа Су-24, Су-34, Су-25, а также до 35 ударных вертолетов Ми-28, Ка-50 и Ка-52.
По его словам, имея преимущество в воздухе, Россия имеет его и на море. Корабельно-катерная группировка российских пограничников состоит из 16 кораблей с артиллерийским вооружением и более чем 30 быстроходных катеров, вооруженных пулеметами.
Более того, эта группировка недавно была усилена. Журналист напомнил, что в последние две недели РФ перебросила на Азов 5 кораблей Каспийской флотилии якобы для обороны Крыма от возможного нападения со стороны Украины.
Хотя грозить – не значит решиться, ведь такая десантная операция потребует таких сил и средств, которых нет у боевиков «ДНР».
«Да и скрыть российское военное вторжение от мирового сообщества будет уже невозможно. Это грозит Кремлю новой волной санкций, что РФ не нужно», – акцентировал он.
Кроме того, журналист напомнил, что на прошлой неделе 7 кораблей и катеров Морской охраны Погранслужбы провели боевое слаживание, в ходе которого велись учебные стрельбы, отрабатывались совместные действия в бою и вопросы отражения атак диверсантов.
Он не исключил, что наши пограничники также могли бы организовать сопровождение иностранных торговых судов, чтобы помешать остановкам и досмотрам.
При этом и украинская боевая авиация начала облеты береговой линии Азова. Уже 3 июня до 1 сентября Украина сама закрыла три участка Азовского моря для проведения зенитных и артиллерийских стрельб. Более того, одна из зон захватывает район Новоазовска и Седово, то есть береговую линию, подконтрольную боевикам «ДНР».
Попович напомнил, что с мая 2014 года у боевиков существует так называемая «азовская флотилия».
«Не исключено, что украинские военные займут «серые зоны» уже на Азовском море, а к концу учений «азовская флотилия» боевиков перестанет существовать», – предположил он.
На его взгляд, стоит учесть ряд законодательных шагов, которые привел Клименко.
«Украина должна денонсировать соглашения от 1993 и 2003 годов. Далее – объявить в Азове территориальное море, внутренние воды и исключительную морскую экономическую зону, а также уведомить об этом международные организации. После – приказать пограничникам и Вооруженным силам взять под охрану территориальные воды Украины в Азовском море, в том числе обеспечить ее морское патрулирование силами Мариупольского отряда Морской охраны», – добавил журналист.
«Пока эти шаги не сделаны, государственной границей на Азове фактически является кромка прибоя, которую и патрулируют сейчас украинские боевые самолеты», – резюмировал Денис Попович.
Подробнее – в материале «Азовский кризис. Стоит ли Украине ждать вторжения с моря».
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»