Что происходит в Азовском море и есть ли угроза вторжения РФ?

Читати українською
Денис Поповичжурналист

18 мая РФ выдала предписание о запрете входа судов в воды Азовского моря в районе Бердянска и Мариуполя до 23 мая. Причиной назывались учебные стрельбы. Площадь запретного участка – около 2 тысяч квадратных километров. С того времени РФ начала провокации в Азовском море.

Об этом в эксклюзивном материале «Азовский кризис. Стоит ли Украине ждать вторжения с моря» для «Слова и Дела» рассказал журналист Денис Попович.

Журналист обратил внимание, что на самом деле никаких стрельб не было и уже на следующий день пограничники РФ начали останавливать и досматривать суда, которые шли в порты Бердянска и Мариуполя и обратно. Досмотры длились несколько часов и не закончились 23 мая.

По данным руководителя проекта «Майдан закордонних справ» Андрея Клименко, который в Facebook внимательно отслеживает ситуацию на Азовском море, «улов» россиян составлял по 7-8 иностранных судов.

Например, вечером 3 июня приблизительно в 25 морских милях на юг от Бердянской косы был задержан хорватский сухогруз SOUTHERN BREEZE, который шел в Мариуполь и был вынужден простоять 4 часа, прежде чем ему разрешили продолжить движение, отметил эксперт.

Он уточнил, что, по данным Клименко, «хорвата» остановили уже во второй раз.

Также 4 июня в 2:30 был задержан сухогруз SELECTA, принадлежащий украинскому собственнику, и простоял три часа. В тот же день приблизительно с 19:30 и до 21:10 досматривался турецкий балкер NAVIN HARRIER.

5 июня ночью на два часа был остановлен болгарский сухогруз EVALUNA с украинским экипажем, следующий из Бердянска в Стамбул.

По словам очевидцев, пограничники спрашивают у украинских моряков о службе в АТО.

РФ позволяет себе такое поведение в акватории Азовского моря из-за соглашений между Украиной и Россией, которые действуют до сих пор, несмотря на войну.

Попович подчеркнул, что речь идет о соглашении по рыболовству от 1993 года, а также о Договоре о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года.

«Согласно этому документу, Азов является внутренним морем России и Украины. В нем нет 12-мильной зоны территориальных вод, а любой торговый или военный корабль под флагом РФ и Украины, который используется в некоммерческих целях, может свободно перемещаться в водах Азова», – пояснил он.

Естественно, положение не касается иностранных судов, которые и тормозят.

Ссылаясь на Клименко, журналист добавил, что РФ такими действиями в районе Бердянска и Мариуполя хочет вынудить судовладельцев отказаться от работы с этими портами.

Здесь сугубо экономическая причина, ведь если сократить трафик, то порт закроют, следовательно, это сокращение рабочих мест, социальное напряжение, а также убытки различных структур, завязанных на работе порта, поскольку логистика доставки грузов существенно усложняется, уточнил он.

Бои вдоль всей линии соприкосновения: ждать эскалации на Донбассе?По данным штаба, боевики продолжают обстрелы на Донбассе, а в некоторых населенных пунктах бои идут круглосуточно. Ждать ли эскалации?

По данным группы ИС, РФ таким образом шантажирует Киев, чтобы начать переговоры насчет возобновления поставок пресной днепровской воды в Крым по Северо-Крымскому каналу, который был перекрыт после аннексии полуострова. В итоге в Крыму сложилась катастрофическая ситуация с водоснабжением, а 2 июня оккупационные «власти» Крыма даже объявили чрезвычайную ситуацию в нескольких районах полуострова в связи с засухой.

Не исключено, что причиной провокаций РФ в море может быть месть россиян за задержание сейнера «Норд» с керченской регистрацией 25 марта. Украинские пограничники задержали судно за нарушение порядка убытия из оккупированного Крыма и отконвоировали в Бердянск, напомнил Попович.

При этом уже 25 мая жители Бердянска получили смс-сообщения с призывом устроить акции протеста для освобождения сейнера. «Пусть отдадут это корыто россиянам, и мы снова сможем рыбачить в море», – говорилось в смс. По мнению эксперта, это сигнал о том, что РФ стремится раскачать ситуацию в регионе.

Ссылаясь на позицию координатора ИС Константина Машовца, журналист отметил, что никто в РФ не забыл об идее создания «сухопутного моста» в Крым, поэтому РФ и прибегает к таким мерам.

Для этого Россия формирует предпосылки для осуществления морского десанта на азовское побережье. Для этого может быть проведена комбинированная операция: российские военные форсируют Таганрогский залив и при поддержке авиации атакуют район Мариуполя с моря, говорят в ИС.

Одновременно противник атакует украинские части в зоне проведения ООС – на приморском участке и на юге Донецкой области.

«В таком случае удержать сам Мариуполь и районы к югу от Донецка украинской группировке будет гораздо сложнее, чем в условиях только наземных боевых действий», – процитировал журналист координатора ИС.

По мнению Машовца, ресурсы у РФ для этого есть. В такой операции могут быть задействованы до 120 самолетов типа Су-24, Су-34, Су-25, а также до 35 ударных вертолетов Ми-28, Ка-50 и Ка-52.

По его словам, имея преимущество в воздухе, Россия имеет его и на море. Корабельно-катерная группировка российских пограничников состоит из 16 кораблей с артиллерийским вооружением и более чем 30 быстроходных катеров, вооруженных пулеметами.

Более того, эта группировка недавно была усилена. Журналист напомнил, что в последние две недели РФ перебросила на Азов 5 кораблей Каспийской флотилии якобы для обороны Крыма от возможного нападения со стороны Украины.

Подкрепление с Каспия – это создание предпосылок для успешного десанта на азовское побережье. В связи с этим возникают аналогии с 2014 годом, когда после Олимпиады в Сочи РФ начала аннексию Крыма. Сейчас в июне-июле в РФ ЧМ по футболу, после которого можно ожидать каких-то действий на Азове.

Хотя грозить – не значит решиться, ведь такая десантная операция потребует таких сил и средств, которых нет у боевиков «ДНР».

«Да и скрыть российское военное вторжение от мирового сообщества будет уже невозможно. Это грозит Кремлю новой волной санкций, что РФ не нужно», – акцентировал он.

Кроме того, журналист напомнил, что на прошлой неделе 7 кораблей и катеров Морской охраны Погранслужбы провели боевое слаживание, в ходе которого велись учебные стрельбы, отрабатывались совместные действия в бою и вопросы отражения атак диверсантов.

ФСБ подтвердила задержание в Азовском море украинских рыбаковФСБ РФ подтвердила задержание в Азовском море судна с двумя рыбаками без документов, которые, предположительно, являются гражданами Украины.

Он не исключил, что наши пограничники также могли бы организовать сопровождение иностранных торговых судов, чтобы помешать остановкам и досмотрам.

При этом и украинская боевая авиация начала облеты береговой линии Азова. Уже 3 июня до 1 сентября Украина сама закрыла три участка Азовского моря для проведения зенитных и артиллерийских стрельб. Более того, одна из зон захватывает район Новоазовска и Седово, то есть береговую линию, подконтрольную боевикам «ДНР».

Попович напомнил, что с мая 2014 года у боевиков существует так называемая «азовская флотилия».

«Не исключено, что украинские военные займут «серые зоны» уже на Азовском море, а к концу учений «азовская флотилия» боевиков перестанет существовать», – предположил он.

На его взгляд, стоит учесть ряд законодательных шагов, которые привел Клименко.

«Украина должна денонсировать соглашения от 1993 и 2003 годов. Далее – объявить в Азове территориальное море, внутренние воды и исключительную морскую экономическую зону, а также уведомить об этом международные организации. После – приказать пограничникам и Вооруженным силам взять под охрану территориальные воды Украины в Азовском море, в том числе обеспечить ее морское патрулирование силами Мариупольского отряда Морской охраны», – добавил журналист.

«Пока эти шаги не сделаны, государственной границей на Азове фактически является кромка прибоя, которую и патрулируют сейчас украинские боевые самолеты», – резюмировал Денис Попович.

Подробнее – в материале «Азовский кризис. Стоит ли Украине ждать вторжения с моря».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: