Начало строительству сверхбыстрой транспортной сети в Украине положено. Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что у проекта три стадии – от научно-технической проработки к построению тестовой площадки в Днепре, а затем к промышленному производству. На самом деле, первой стадией стало буйное веселье, которое вызвало сообщение о планах создания украинской системы Hyperloop. И если успех последующих стадий вызывает резонные сомнения, то эта, несомненно, удалась.
Причин, по которым грандиозная инфраструктурная затея неимоверно смешит, миллион, из них две главные: мы бедные и убогие. Бедному нужно о заплатке на заднице думать, не фантазировать на манер Жюля Верна. Убожество же приводит к тому, что заплатку соорудят вместо десяти минут за три месяца, украдут материи, будто делали не одну, а пять, и окажется она вкривь и вкось присобачена не туда. Задница как была неприкрыта, так и останется. На украденное купят какой-нибудь новый айфон. Может, даже «Теслу». Поэтому в принципе гиперлупы и красивые большие ракеты, несущие в космос песни Дэвида Боуи, это не для нас.
Убежденность в том, что удел Украины, в лучшем случае, бурячки да огирочки, все больше проникает в массы. По данным опроса социологической группы «Рейтинг», 43% украинцев считают, что наша страна должна стать большой аграрной державой. Да что там, президент же один из ведущих украинских агропромышленников, и его невестка Юлия недавно в Давосе презентовала видение «аграрной сверхдержавы» на пару со своим деловым партнером Юрием Косюком, также агроолигархом и крупнейшим получателем государственных дотаций. С другой стороны, в идее сельскохозяйственной супердержавности хотя бы имеются какие-то амбиции, пусть и в буквальном смысле земные. Ну, хоть так.
Как назло, тогда, когда возникла острая необходимость в крутых переменах, во главе Украины оказались люди очень мелкого внутреннего масштаба. Проецируя вовне собственную мелкоту, они, в общем, даже не поняли открывшуюся историческую перспективу, редкий шанс изменить мир, а постарались как-то приспособить под себя имеющийся. Из Украины под стать Януковичу стали делать страну под стать Порошенко. И тут вопрос не в антидемократичности, хотя и в ней тоже, а именно в отсутствии сколько-нибудь смелой фантазии.
Если бы идеи сверхскоростных дорог, еще не заработавшие даже на Западе, были презентованы на другом интеллектуально-этическом фоне власти, была бы совсем иная реакция. Дескать, еще одно проявление дерзости украинского руководства, помешанного на инновациях, бескомпромиссного, по-хорошему сумасшедшего: отчаянные, черти. А над Владимиром Омеляном смеются, потому что он член правительства Гройсмана, коллега Ревы, Кириленко, Стеця, Кистиона…
Разрыв с прошлым – это всегда сумасшествие, нарушение заплесневелых норм, создание новых. Если идея украинского гиперлупа провалится, это случится не потому, что Омелян ненормальный, а потому, что он недостаточно ненормальный, и потому, что слишком нормально прочее руководство страны. Нормальные такие пацаны. А нам бы сумасбродных мальчишек. Ну, и девчонок, разумеется.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»