Госстат Украины сообщает, что по итогам 2017 года задолженность населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства составила более 28 млрд грн. Почему эти данные не всегда отражают реальные долги украинцев, разбирались аналитики «Слова и Дела».
Всего на жилищные субсидии и льготы по всем видам жилищно-коммунальных услуг в 2017 году правительство выделило 71 млрд грн, из которых около 4 млрд получили домохозяйства для возмещения расходов на оплату ЖКУ.
Более 66 млрд грн начислено предприятиям, которые предоставляли коммунальные услуги субсидиантам. Но не все, что было начислено на бумаге, своевременно поступило на счета предприятий-поставщиков. По данным Госстата, на конец 2017 года местные бюджеты почти на 63 млрд грн рассчитались за субсидии с предприятиями-поставщиками услуг, но еще остались должны почти 26 млрд грн. Следовательно, в течение 2017 года государство продолжало рассчитываться по долгам 2016 года.
Субсидии в 2017 году назначили 8,8 млн домохозяйств, из которых наибольшее количество получало субсидию в декабре – 6,9 млн. Задолженность населения за коммуналку включает услуги газоснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотвода, содержание домов и придомовых территорий, вывоз бытовых отходов (без учета электроэнергии).
Судя по отчету Госстата, самыми крупными должниками являются Днепропетровская (4,4 млрд грн) и Харьковская (4,1 млрд грн) области, а также Киев (4,1 млрд грн). Зато в Ивано-Франковской и Ровненской областях к концу года зафиксирована переплата в более чем 27 млн грн.
В отчетности, которую получает Госстат от поставщиков коммунальных услуг, содержится смесь долгов и переплат как простых потребителей, так и государства по начислению и финансированию жилищных субсидий и льгот. Об этом «Слову и Делу» рассказал заместитель начальника Департамента энергоэффективности «Нафтогаза» Алексей Хабатюк.
«Сейчас по данным Госстата невозможно оценить, сколько реально задолжало население за услуги ЖКХ, из-за искаженного механизма отчетности поставщиков услуг. Например, газсбыты (снабженческие организации) в отчетность включают как оплату потребителей «живыми» деньгами, так и сумму средств, которую насчитывает государство по жилищными субсидиями на природный газ. Важно то, что начисленные субсидии учитываются на лицевых счетах абонентов-субсидиантив, а их фактического финансирования от государства еще не было. К тому же субсидии начисляются по социальным нормативам, которые были существенно выше, чем реальное потребление, в результате чего на лицевых счетах абонентов возникает мнимая переплата», – пояснил эксперт.
По его словам, из-за беспорядков в системе отчетности в мае-июне прошлого года, когда проводили так называемый перерасчет или возврат средств избыточно начисленных субсидий в государственный бюджет, скачок воображаемого долга или переплаты населения составил 5-6 млрд грн. И это в неотопительный период. Просто с лицевых счетов субсидиантив списывались и возвращались назад в государственный бюджет «виртуальные» деньги за субсидии. При этом на счетах газсбытов чаще всего их фактически не было. И это не хитроумные схемы, а банальный бардак.
«Реальный долг населения можно узнать только из биллинговых систем предприятий, предоставляющих услуги. И то только тогда, когда будет проведено списание избыточно начисленных субсидий по лицевым счетам, который состоится в мае-июне. Сегодня сложно даже спрогнозировать, какой долг или переплата появится у населения в мае. Но хочу отметить, что по моим данным, те потребители, которые не имеют льгот и субсидий на газ, платят вовремя и даже погашают долги прошлых лет», – сказал Хабатюк.
Подробнее – на инфографике.
Как сэкономить на оплате за тепло, если батареи в доме холодные, смотрите на инфографике «Слова и Дела».
Также мы публиковали объяснения нардепа Бабак, почему нельзя снижать цены на услуги ЖКХ.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»