Зимние платежки, где учтены расходы на отопление, продолжают шокировать, а часть населения действительно не может их оплатить. По итогам января-ноября 2017 года задолженность населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства составила 27,1 миллиарда гривен. Такие данные приводит Госстат Украины, и ими должны пользоваться управленцы и бизнесмены.
Но в статистической отчетности из-за методологической коллизии отображаются не настоящие долги населения, а смесь задолженностей и переплат как простых потребителей, так и долгов государства по финансированию жилищных субсидий и льгот, и еще много чего. Об этом «Слову и Делу» рассказал заместитель начальника департамента энергоэффективности «Нафтогаза» Алексей Хабатюк.
«В показателях, которые собирает Госкомстат от исполнителей услуг – теплокоммунэнерго, водоканалов и других поставщиков коммунальных услуг – содержатся данные о средствах, которые оплатили потребители за сами услуги, а также то, сколько им насчитали жилищных субсидий. Поэтому де-факто к показателю задолженности населения за ЖКУ, который публикует ежемесячно Госкомстат, попадают также суммы начисленных субсидий, профинансированные государством за потребителей», – пояснил он.
По словам Хабатюка, проблема в том, что предприятия в различных регионах отчитываются по-разному, потому что не придерживаются единой методологии в отчетности.
«Так произошло, потому что инструкция по заполнению отчетности не учитывала многих особенностей, которые появились в 2015-2017 годах, когда люди начали массово получать субсидии. Тогда в отчетности Госкомстата начали появляться либо большие долги, либо переплата населения, например, за природный газ. Фактически переплаты не было, просто механизм учета газсбытов (снабжающих организаций) включает как оплату потребителей «живыми» деньгами, так и сумму средств, которую насчитывает государство по жилищными субсидиями. Важно то, что начисленные субсидии учитываются на лицевых счетах абонентов-субсидиантив, а их фактического финансирования от государства не было. К тому же субсидии начисляются по социальным нормативам, которые были существенно выше, чем реальное потребление. Поэтому из данных Госкомстата создавалась иллюзия, что к середине 2016 года у населения возникла переплата за природный газ в размере 11 миллиардов гривен», – пояснил эксперт.
И это лишь один пример. На самом деле, в так называемый долг населения попадают еще несколько показателей, которые искажают реальное положение вещей. В Госкомстате давали разъяснения, пытались исправить ситуацию. Но пока, как утверждает Хабатюк, базовые недостатки в системе отчетности остались.
По его словам, в течение 2016-2017 годов сумма задолженности населения в определенные периоды резко увеличивалась, причем во время неотопительного сезона.
«Это два периода: август-октябрь 2016 года и май-июнь 2017 года. Величина скачка составляла где-то около 13-14 миллиардов гривен в 2016 году, а в 2017-м – 5-6 миллиардов гривен. Очевидно, что в течение месяца неотопительного периода население не могло накопить такую сумму долгов или переплат. Объясняется это очень просто: именно в эти периоды происходил так называемый перерасчет или возврат средств избыточно начисленных субсидий в государственный бюджет. Они списывались с лицевых счетов субсидиантов и возвращались назад в государственный бюджет. Важно, что средства не возвращались от газсбытов в бюджет, так как их там и не было. После таких «качелей» с отчетностью принципы предоставления информации от газсбытов (но не во всех) изменились и хаос в цифрах Госкомстата стал еще больше», – пояснил эксперт.
По его словам, эти показатели не имеют ничего общего с реальной оплатой коммунальных услуг населением.
«То есть основной долг, сформировавшийся сейчас, – это долг государства по субсидиям и льготам, которые были профинансированы на конец отчетного года. Поэтому когда будет готов очередной отчет за 12 месяцев 2017 года, можно ожидать очередных заявлений о том, что население не платит за газ и тепло. Однако это не население не платит, а государство вовремя не профинансировало субсидии и льготы», – уточнил Алексей Хабатюк.
Ранее «Слово и Дело» анализировало новый закон о жилищно-коммунальных услугах. Напомним, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, изменила для «Киевэнерго» тарифы на услуги отопления.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»