Что только не приходит в голову, когда смотришь за баталиями отечественного парламента. Ну, например, недавно мне в голову пришла гениальная идея: а не перенести ли нам украинский парламент подальше от киевских холмов? Ну, скажем, в Чернигов, Житомир или Черкассы?
Логика на самом деле очень проста. Во-первых, в нынешних условиях нет такой необходимости, чтобы все органы государственной власти концентрировались в пределах пяти квадратных километров. Более того, когда все государственные учреждения размещены близко друг к другу, то сам по себе этот факт создает предпосылки для чрезмерной концентрации власти и кулуарщины. Но чего стоит вызвать, например, депутата на ковер в Администрацию президента перед важным голосованием, учитывая то, что от парламента до Администрации пешком можно добраться за 5 минут? Совсем другое дело встретиться с депутатом, который на несколько дней отбыл на заседание парламента, например, в Черкассы. Безусловно, депутаты сразу на мое предложение, захлебываясь слюной, скажут, что этого ни в коем случае нельзя делать, ведь как тогда обеспечить взаимодействие правительства с парламентом. Однако здесь следует сказать, что чиновники могут позволить себе раз в неделю прибыть на час правительства в Чернигов. Кстати, убежден, что жители Чернигова вовсе не были бы против такого развития событий, ведь почему-то уверен, что дорога Киев-Чернигов значительно улучшилась бы. Вообще, логика изменений в регулировании парламента должна быть такой, чтобы законодательная деятельность действительно стала настоящей работой, а не просто престижным вариантом времяпрепровождения, который к тому же еще и финансово привлекательный.
Думаю, депутаты с радостью приведут еще один аргумент против такого переезда: тогда же ни одного решение нельзя будет принять. У нас, несмотря на то, что парламент находится в центре столицы, в пятницу депутатов днем с огнем не сыскать. А что же будет, если парламент перенести в Чернигов или Житомир? И здесь я с ними абсолютно согласен: именно поэтому необходимо внести изменения в статью 81 Конституции Украины о том, что полномочия народного депутата прекращаются досрочно в случае, если в течение одной очередной сессии он пропустил более пяти пленарных заседаний или заседаний комитетов независимо от причины такого пропуска. Конечно, и здесь многие могут заявить, что депутаты могут болеть и это неправильно, чтобы болезни становились причиной потери мандата. Однако здесь у меня лишь один ответ: если депутат такой болезненный, то, может, тогда ему лучше найти другую работу, которая будет менее обременительной для его здоровья?
P.S. Практика переноса государственных учреждений во всем мире достаточно распространена. Правда, за пределами столицы размещаются Конституционные или Верховные суды. Кстати, в 2013 году парламент Грузии был перенесен из Тбилиси в Кутаиси. Правда, споры о целесообразности изменения местонахождения парламента продолжаются и по сей день.
P.P.S. Конституции отдельных стран предусматривают в качестве основания для досрочного прекращения полномочий парламентариев отсутствие их на пленарных заседаниях (в частности, в Турции и Португалии).
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»