Саакашвили заочно в Грузии получил срок – три года тюрьмы за злоупотребление служебными полномочиями. Поскольку в статусе беженца в Украине ему отказано, все подталкивает бывшего грузинского президента к отъезду на Запад, не дожидаясь, когда будет запущен процесс экстрадиции.
Несмотря на многочисленные заявления грузинских властей о совершенных Саакашвили преступлениях в период его президентства, это первый судебный приговор. Он касается скандального дела 2006 года об убийстве Сандро Гиргвлиани.
28 января 2006 года в ресторане в центре Тбилиси работник банка Сандро Гиргвлиани повздорил с начальником Службы по общественным связям МВД Гурамом Донадзе. Вместе с Донадзе в ресторане были важные министерские чины: начальник Департамента конституционной безопасности МВД и его заместитель, начальник Генеральной инспекции МВД, а также жена министра внутренних дел. В тот же день за городом было обнаружено тело Гиргвлиани с признаками насильственной смерти.
В марте были задержаны четверо сотрудников Департамента конституционной безопасности, которые признались, что вывезли Сандро Гиргвлиани за город и избили. Убийство они отрицали: якобы Гиргвлиани убежал и сам сорвался с большой высоты в ущелье. Над ними состоялся суд, а общественность потребовала отставки министра внутренних дел Вано Мерабишвили. Саакашвили отказался поддержать отставку, а в 2008 году помиловал осужденных.
И вот теперь городской суд Тбилиси посчитал то помилование неправомочным, поскольку оно было осуществлено вопреки установленному законом порядку, а действия президента злоумышленными, за что и впаял ему трехлетний срок.
Насколько судебное решение юридически безупречно, могут спорить юристы. С уверенностью можно говорить лишь о том, что нынешние грузинские власти глубоко заинтересованы в судебном преследовании Саакашвили. Впрочем, и то, что при его президентстве конфликтовать с сотрудниками МВД было себе дороже, тоже факт. Рецепт грузинских реформ заключался в сочетании экономической либерализации с жестким силовым прессингом под президентским политическим зонтиком. И силовики позволяли себе многое, – и просто потому, что таковы по своей природе, и потому, что были уверены: президент прикроет. Большой вопрос, относилось ли дело о гибели Сандро Гиргвлиани к тем, которые требовали президентской поддержки. В любом случае, Саакашвили сейчас за ту поддержку расплачивается.
Главная же проблема Михеила Саакашвили заключается в том, что в свои пятьдесят лет он превращается в отработанного лидера. Украинская попытка вернуться в большую политику, уже очевидно, не удалась: Украина и Саакашвили не совпали по большинству важных друг для друга параметров. Еще полон энергии и желания поруководить массами, а возможностей нет и больше не будет. Все грандиозные события, центральной фигурой которых он был, позади, жизненные пики пройдены, лишь время от времени будут приходить неоплаченные счета из прошлого.
Кто-то радуется такому исходу судьбы этого яркого человека, кто-то – огорчается, незаурядности, однако, у него не отнять даже самым большим ненавистникам. Миша покинет Украину заклятым врагом ее нынешних руководителей. А Украина останется в тоске среди своих доморощенных заурядностей. И в чем в чем, а в этом вины Михеила Саакашвили нет.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»