Год собаченья. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Красивое понятие – синергия. Это когда два плюс два получается больше четырех, когда эффект от объединения частей больше их простой суммы. А если написать это слово с большой буквы – Синергия, а еще лучше всеми прописными – СИНЕРГИЯ, то и вовсе магия и чудо.

Министр внутренних дел Арсен Аваков поделился с читателями «Зеркала недели» своими ожиданиями от 2018 года, и у него синергия проходит центральной линией: «Альтернатива сегодняшнему социальному разброду только одна – ИМПЕРАТИВ СОЗИДАНИЯ И СИНЕРГИИ ВСЕХ ЗДРАВЫХ СИЛ!» Прописных букв министру показалось мало, и он выделил всю эту пафосную красотищу еще и полужирным шрифтом.

Конечно, есть такой жанр – новогодние благоглупости, когда люди желают себе и другим всякой несбыточной чепухи: неимоверного богатства, которое ни с того ни с сего свалится на голову, или удивительной любви, которая приедет на белой лошади. Бога побойтесь, где вы видели в последний раз лошадь, да еще белую? А политики и вовсе мастера нести праздничную пургу.

Есть и другая сторона дела. Желают часто того, чего как раз меньше всего ожидают. И когда Аваков, многоопытный персонаж отечественной политики, как мантру повторяет на разный лад «синергия», не жалея восклицательных знаков, очевидно, раздрай ожидается неимоверный.

И как не быть раздраю, когда в ключевой предвыборный год страна вступает уже сильно раздраженной, и это раздражение захватывает как управляющие структуры, так и разочарованные низы. Буквально из последнего. Министр финансов Данилюк требует отставки генпрокурора Луценко, который требовал отставки Данилюка. Премьер-министр Гройсман заявляет, что никого из членов правительства менять не намерен. Одновременно глава правительства заявляет, что не хочет работать с главой «Укроборонпрома» Романовым, но Романов отвечает, что не Гройсмана это дело, кто будет руководить «Укроборонпромом». До этого, в начале декабря, генпрокурор Луценко требовал, чтобы главы НАБУ и САП срочно вернулись из США для отчета, на что Сытник и Холодницкий ответили, что у них в Штатах есть дела поважнее, чем реагировать на капризы Луценко. Синергия бьет через край.

Конфликт Данилюка с Луценко: с чем связано противостояние и кого уволит АПГлава Минфина требует отставки генпрокурора, а тот в свою очередь еще летом написал письмо премьеру с просьбой уволить Данилюка. Что происходит между главами Минфина и ГПУ и дойдет ли дело до чьей-то отставки, разбирались эксперты.

Да и пожелание Аваковым чуда себе на Новый год в виде выступления президента с обещанием конституционной реформы – тоже из области глубокого «взаимопонимания» между главой государства и одной из самых влиятельных фигур в этом государстве. Порошенко отказался от идеи делиться полномочиями, отбросив предложения изменить Конституцию в парламентском духе, и это откровенно бесит лидеров «Народного фронта», которые в нынешней политической схеме не могут нащупать будущего для своей партии. Да и в целом «порохоцентричность» нынешних раскладов представляется им бесперспективной и даже опасной – взрывоопасной.

Действительно, сведение вопроса о будущем страны к вопросу «вы за Порошенко или против?» сильно оглупляет, если не сказать обессмысливает обсуждение. И эта бессмысленность сама по себе тоже источник немалого общественного раздражения уже сейчас, а в 2018-м оно неизбежно будет нарастать.

Конец 2017 года показал, что в Украине набирает понемногу ход процесс гражданской структуризации. Призывы к тотальному единению – «все, как один» и «разом нас багато» - не попадают в резонанс с общественным самоощущением. Сейчас другая фаза созревания гражданского общества: настало время проведения границ, вычленения «своих» в общей массе «наших». Политическое предложение, как всегда, запаздывает с ответом на общественный запрос, а это запрос на определенность и разнообразие взамен размытости целей и принципов, взамен иллюзорного единства интересов, на практике не сводимых ни к какому единству.

И да, все это означает, что 2018-й будет годом острого выяснения отношений всех со всеми. В принципе, демократия это и есть налаженный процесс выяснения и согласования различных интересов. Кстати, при непременной защите прав меньшинств. Нам далеко до демократии, поскольку налаженность процессов отсутствует напрочь, цивилизованность выяснения тоже, а до согласования мы даже не дотягиваемся.

Что ж, придется собачиться, пока не научимся. Лучше максимально с учебой уложиться в следующий, будто специально собачий год. Впрочем, это тоже из области дурацких несбыточных новогодних пожеланий. Ну, хоть обошлись без прописных букв и восклицательных знаков.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: