Развод или война: что означает разрыв дипотношений между Украиной и Россией

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В Украине заговорили о разрыве дипломатических отношений с Россией. Соответствующие положения предлагают ввести в законопроект о реинтеграции Донбасса. Но даже если эти предложения и будут учтены, они лишь формализуют и без того давно свершившийся факт: сейчас дипломатические отношения между нашими странами практически отсутствуют, а в столицах обоих государств нет даже послов.

О необходимости разорвать дипломатические отношения с Россией заговорила народный депутат из партии УКРОП Ирина Констанкевич. По ее словам, соответствующая правка, которую внесли представители УКРОПа, должна быть учтена при рассмотрении во втором чтении законопроекта «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». «Если мы данным законопроектом признаем Россию агрессором, то должны разорвать с ней дипломатические отношения», – пояснила депутат.

Позже, правда, секретарь комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Иван Винник заявил, что указанную поправку решено не включать в законопроект, поскольку разрыв дипотношений – это прерогатива исполнительной ветви власти. «А закон будет четко предоставлять РФ статус агрессора. При таких условиях, очевидно, дипломатические отношения будут расторгнуты в результате выполнения этого закона», – сказал Винник.

Что же произойдет, если дипломатические отношения между Украиной и РФ будут официально расторгнуты?

Отметим, что установление дипломатических отношений между двумя государствами осуществляется по взаимному согласию и происходит согласно положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Когда между государствами существуют дипломатические отношения, это означает, что эти государства считают себя дружественными, а также взаимно признают законность той власти, с которой они устанавливают контакт.

Дипломатические отношения могут существовать и без наличия посольств в столицах обоих государств. Существуют даже факты установления дипотношений с правительствами в изгнании. К примеру, в годы Второй мировой войны СССР установил такие отношения с правительством захваченной нацистами Чехословакии. Однако именно посольства делают эти отношения максимально полноценными. Разрыв дипотношений является экстраординарным событием и может свидетельствовать о том, что государства перестали быть дружественными, одно из государств перестало признавать законную власть в другом государстве, обе страны оказались в состоянии войны между собой либо же одно из государств по каким-либо причинам попросту прекратило свое существование.

Разрыв дипломатических отношений является следствием войны, но далеко не всегда приводит к войне. Например, Грузия в августе 2008 года приостановила свои дипломатические отношения с РФ в результате вооруженного конфликта между этими государствами. С другой стороны, история знает множество фактов разрыва дипотношений, которые не имели «вооруженных» последствий. Так, в 1927 году произошел разрыв отношений между СССР и Великобританией, в 1961 году – между США и Кубой, а в 1980 году – между США и Ираном. Ни один из этих случаев не привел к войне. Кроме того, совсем недавно, в начале лета 2017 года, целый ряд арабских государств – Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ – выступили с заявлениями о разрыве дипломатических отношений с Катаром, обвинив эту страну в поддержке терроризма и разжигании региональных конфликтов. Однако и этот шаг не привел к вооруженному конфликту с Катаром.

Поэтому если Украина с Россией прервут свои дипломатические отношения, это совершенно не будет означать официального объявления войны. Тем более, что и сейчас дипотношения между нашими государствами находятся на крайне низком уровне. И первый шаг в этом направлении сделала именно Россия, которая еще 23 февраля 2014 года отозвала своего посла Михаила Зурабова, усомнившись в легитимности новой украинской власти, пришедшей в результате Революции Достоинства, а потом вторглась в Крым.

Российский посол позже вернулся в Украину и даже принимал участие в инаугурации президента Петра Порошенко 7 июня 2014 года. Однако 28 июля 2016 года Михаил Зурабов был отправлен в отставку. Новый посол РФ в Украине все еще не назначен – его обязанности исполняет временный поверенный.

В свою очередь украинский посол Михаил Ельченко дважды отзывался из России. В первый раз это произошло 17 марта 2014 года в связи с событиями в Крыму, а во второй – 2 марта 2015 года, после кровопролитных боев в районе Дебальцево. Сейчас украинского посла в РФ также нет.

Стоит отметить, что отзыв послов «для консультаций», как это происходило в случае с Россией и Украиной, является одной из мер дипломатического реагирования на проблемы в двухсторонних отношениях, которые могут предшествовать разрыву дипотношений. Такие «консультации» могут продолжаться неопределенный срок. Впрочем, как видим, между Украиной и РФ эта мера себя уже исчерпала. Поэтому официальный разрыв дипотношений между Украиной и РФ будет лишь означать формализацию и без того существующего факта: нормальных дипломатических отношений между нашими странами вследствие агрессивной политики России практически не существует.

После того, как разрыв будет оформлен официально, наши страны утратят возможность, напрямую заключать межправительственные соглашения, а любое официальное «общение» между государствами может осуществляться лишь при посредничестве третьей страны. В то же время разрыв дипотношений не означает прекращение консульских отношений, поскольку они направлены на работу непосредственно с гражданами обеих государств. Однако по решению сторон можно прервать и консульские отношения, и тогда дипломатический развод будет оформлен окончательно.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: