Визит Эрдогана: ничего стратегического, только бизнес

Читати українською
Максим Кречетовжурналист, блогер

Едва не заснувший на совместной пресс-конференции с президентом Украины турецкий лидер – лучшая демонстрация «важности» его визита в Киев. Несколько вежливых заявлений, подписание каких-то неважных бумаг – вот, пожалуй, и всё, что вынесли на публику.

Но может хоть что-то значимое происходило за закрытыми дверями? Может, Реджеп Таййип Эрдоган даже выполнял роль неформального посредника между Петром Порошенко и Владимиром Путиным? Попробуем порассуждать строго на основании фактов.

Море разлуки

За отношения с Турцией украинской дипломатии за все последние четверть века можно смело поставить твёрдую двойку. Мощнейшая в экономическом, военном и политическом плане огромная страна, наш сосед (!) Турция всегда была для украинских лидеров чем-то далёким и неинтересным. Даже обычные украинцы до сих пор считают Турцию чуть ли не отсталой азиатской страной с разве что неплохими отелями с удобной системой «all inclusive».

Так вот, вместо активного развития отношений с членом НАТО с 1952 года, с тогда ещё очень прилежным кандидатом на членство в ЕС, страной с галопирующими темпами роста экономики, наши лидеры сидели на российской коррупционной «газовой игле» и по сторонам практически не смотрели. А что мешало сдать в концессию туркам крымские курорты, чтобы привести их в божеский вид во всех отношениях (техническое состояние, развитая инфраструктура и уровень сервиса), чтобы туда хлынул поток туристов? Уж турецкие-то курорты россияне не смогли бы так легко «отжать», как сделали это с украинскими. Но по сравнению с откатами в сфере энергоносителей доходы от туризма были слишком смешными и очень отсроченными во времени, поэтому никто этим и не занимался. А кто знает, какими были бы настроения в Крыму, если бы население было массово и активно включено в прибыльный туристический бизнес, принадлежащий туркам? Стали бы они призывать Путина, чтобы в одночасье всё потерять?

Сегодня Турция входит в пятёрку крупнейших торгово-экономических партнёров Украины. Но и занимает второе место (после России) по числу судов, нарушающих границу Украины, заходя в порты аннексированного Россией Крыма.

При этом Эрдоган всегда и везде заявляет то, что сказал и вчера в Киеве: «Мы не признали и не признаем незаконную аннексию Крыма». Приятно, конечно, слышать, но что конкретно Турция готова делать для возврата Крыма де-факто в состав Украины?

От вопроса о санкциях против России президент Эрдоган очень ловко ушёл: «Я и на предыдущих пресс-конференциях рассказывал, насколько деликатным для нас является вопрос Крыма. Мы сейчас пытаемся принять любые меры в отношении наших братьев крымских татар, которые находятся в заключении, и я думаю, что со временем мы получим результат этих усилий».

Так ли уж неправ оголтелый прокремлёвский российский сенатор Алексей Пушков, когда заявляет: «Признает Эрдоган принадлежность Крыма России или нет, от этого статус Крыма не изменится. Он это знает и просто делает приятное Порошенко»? Украинский президент публично пригласил турецкого коллегу присоединиться к «группе друзей деоккупации Крыма», но в реальности это, увы, всего лишь красивые слова.

В центре внимания

За визитом Реджепа Таййипа Эрдогана в Киев внимательно следили за океаном. Но не потому, что их интересуют турецко-украинские отношения. Перед вылетом в Украину Эрдоган отменил пресс-конференцию, поэтому уже в Киеве высказался по поводу острого дипломатического кризиса между Анкарой и Вашингтоном.

После ареста сотрудника генконсульства США в Стамбуле (турецкого гражданина Метина Топуза) американский посол в Турции заявил о приостановлении выдачи неиммиграционных виз гражданам Турции в тамошних диппредставительствах США.

И вот заявление президента Турции, прозвучавшее в Киеве: «Решение американского посла в Анкаре, безусловно, вызывает сожаление. Представители МИД Турции при получении данной информации предприняли соответствующие шаги, связавшись с американской стороной. Турция – правовое государство, а не племенное образование, и этот факт должен быть чётко уяснён. Текст заявлений, озвучиваемых американской стороной, получил «зеркальный» ответ Анкары. Идентичный текст заявления, озвученного американской стороной, был сразу же обнародован посольством Турции в США».

Конечно же, на украино-американские отношения никак не повлияет то, что в Киеве заявил Эрдоган. Но нам стоило бы поучиться у него жёсткости в отстаивании интересов своей страны, а то мы всех призываем помочь нам выстоять в войне с Россией, а даже не выслали из Киева российских дипломатов и не отозвали из Москвы своих.

В России тоже ловили каждое слово Раджепа Таййипа Эрдогана в Киеве. Там убеждены (вернее, пытаются убедить своих граждан) в том, что это был всего лишь визит вежливости, что Эрдоган «вежливо консервирует» механизмы украино-турецких отношений – в первую очередь, Стратегический совет высокого уровня Украина-Турция. Именно для участия в 6-м заседании этого совета Эрдоган и прилетал в Украину.

И тут же российские СМИ напоминают, что только в этом году Эрдоган встречался с Путиным уже 7 раз и сообщают, что на последней встрече (меньше двух недель назад) Путин с Эроганом называли друг друга не иначе как друзьями. А ещё Эрдоган был одним из немногих, кто поздравил российского диктатора с днём рождения. Оно и понятно – у Москвы и Анкары есть теперь договорённость о вводе турецких сил в сирийскую провинцию Идлиб. Якобы российский лидер, наконец, дал на это добро турецкому коллеге.

Западная пресса, комментируя встречи Эрдогана с Путиным, называла последнего «открывателем дверей в сирийской войне» и российские журналисты с удовольствием это цитируют. Хорошо хоть не «открывалкой» назвали…

Транзитная остановка?

Вот, мартовские соглашения о взаимных поездках граждан по внутренним ID-паспортам можно считать существенным шагом по сближению Украины и Турции. Хотя и это решение скорее просто красивый жест, ведь у нас и так уже давно действует безвизовый режим, позволяющий гражданам обеих стран с загранпаспортами въезжать, следовать транзитом и находиться без виз до 90 дней в течение 180 дней на территории Турции и Украины соответственно.

А вот по результатам Стратегического (!) совета документов подписано совсем немного и какие-то они вообще не стратегические: министр иностранных дел Украины Павел Климкин и министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу приняли план действий по развитию двусторонних отношений на период 2017-2019 годов (до президентских выборов в обеих странах). Ну хорошо, а хоть какая-то конкретика есть? Вот: министры также подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству… между дипломатической академией имени Геннадия Удовенко при МИД Украины и Дипломатической академией МИД Турции. А президенты подписали совместное заявление по результатам заседания Стратегического совета высокого уровня.

В общем, как говорится в рязановском «Служебном романе», хорошо, что наша бумажная промышленность работает превосходно и есть на чём печатать все эти многочисленные, но малосодержательные документы.

«Порадовал» и премьер-министр Владимир Гройсман: у себя в Facebook он отчитался, что «Киев и Анкара готовы активизировать работу по завершению подготовки Соглашения о зоне свободной торговли». Чтобы экспресс-визит Эрдогана в Украину (всего на несколько часов) не казался совсем уж провальным, стороны подписали стандартное соглашение о взаимной защите инвестиций и избегании двойного налогообложения. Зато после нас Эрдоган на целых три дня летит в «балканскую Россию», бывшую провинцию Османской империи – Сербию. Выходит, что к нам Эрдоган фактически «заскочил по дороге».

Ложка мёда

Накануне визита в турецкой прессе появилось лестное для Украины заявление турецкого военного эксперта Турана Огуза: «Со времен советского прошлого украинский военно-промышленный комплекс имеет значительные ресурсы в ракетной отрасли, производит двигатели и радары, а это именно то, в чем нуждается Турция. С другой стороны, Киев взял курс на вступление в НАТО, и Анкара может передать свой опыт».

Бывший генконсул Украины в Стамбуле Богдан Яременко напоминает, что Турция, без оглядки на возмущение США, принимает «решение о приобретении российских систем ПВО и ПРО С-400. Решение беспрецедентное, поскольку государства НАТО, как правило, не закупают вооружение извне блока, тем боле у государства, официально признанного НАТО угрозой (и Турция поддержала это решение в ходе Варшавского саммита НАТО)».

Без оглядки и на тихое недоумение Киева «Турция блокирует попытку увеличить присутствие ВМС НАТО в Черном море. Идея, которую активно поддерживают и Румыния, и Украина. Более того, Турция, несмотря на позицию Украины, проводит совместные с РФ учения в Черном море, хотя во время предыдущего заседания Стратегического совета президентов Украины и ТР было договорено нечто прямо противоположное», – пишет дипломат Яременко.

А если к этому прибавить, что вопреки украино-турецким договорённостям на высшем уровне Анкара всё же решила строить газопровод «Турецкий поток» в обход Украины, то картина выходит и вовсе неприглядная. Но ни один из этих вопросов публично не был задан в Киеве Эрдогану. А непублично? Всё-таки лидеры общались вместо запланированных 45 минут целых три часа. Но в конце концов все невыгодные для Украины шаги Турция делает не с целью навредить нам, а лишь потому, что ей так выгодно – на Востоке всегда так поступают: ничего личного, только бизнес. Но в чём же тогда «стратегичность» наших отношений? Богдан Яременко характеризует их тремя словами: «партнёрство без стратегии».

Более оптимистичен политолог Владимир Фесенко, который считает, что «турецкий президент вполне может быть посредником от российского лидера и может передать какие-то неформальные предложения, которые хочет прозондировать Путин вне официального переговорного процесса «нормандской четверки» и переговорщиков в Минске». Никаких доказательств в пользу этой версии мы пока не видим, но кто знает – вдруг и вправду претендующий на региональное лидерство турецкий президент решил попытаться уладить конфликт на востоке Украины?

Кстати, о визите Эрдогана заранее объявлено не было, информация о нем появилась уже после того, как в Верховную Раду был внесён законопроект о «реинтеграции Донбасса». Может Реджеп Таййип Эрдоган действительно привёз украинскому коллеге конкретные предложения от «друга Владимира», с которым у Порошенко неприязненные личные отношения?

Между прочим, вопрос Донбасса был одной из тем переговоров и вот, что по этому поводу заявил Пётр Порошенко: «Мы были бы очень заинтересованы в увеличении представительства Турции в специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Мы благодарим за очень четкую и хорошо организованную работу специальной мониторинговой миссии, во главе которой стоит представитель Турции. Также в ближайшее время особую важность будет иметь для нас поддержка нашими партнерами, в частности Турцией развертывания миротворческой миссии ООН на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

Что ж, если Турции выгодно уладить военный конфликт у своих границ (а в Анкаре об этом заявляют прямым текстом), то посредничество Эрдогана может быть более эффективным, чем старания европейских лидеров. И безо всяких санкций, ведь выгодная торговля для турок – это святое.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: