Иномарки с «еврономерами»: плюсы и минусы владения

Денис Поповичжурналист

Общественная организация «Авто Евро Сила», которая объединяет украинских водителей, эксплуатирующих иномарки на европейских номерах, анонсировала проведение 6 сентября масштабной акции в Киеве. Акция направлена на установление доступных тарифов на растаможивание б/у автомобилей, которые ввозятся из Европы. По замыслу организаторов, в мероприятии должны принять участие до 100 тысяч автомобилистов. Причиной сбора «автомайдана» стали огромные штрафы, которые начали накладывать суды на водителей машин с «еврономерами» за нарушение таможенных правил.

Бывшие в использовании, но еще вполне крепкие иномарки с европейскими номерами (как правило, польскими или литовскими) все чаще можно увидеть на украинских дорогах. Ездят на них не иностранцы, а именно украинцы, которые воспользовались «серой» схемой ввоза таких машин в страну, в обход необходимости оплачивать таможенные сборы. Их размеры порой могут превышать стоимость самого автомобиля.

Покупка авто на иностранных номерах: опыт Италии и реалии УкраиныГенеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров рассказал о проблеме покупки авто на еврономерах.

Чаще всего «серая» схема выглядит следующим образом: гражданин Украины, сам или с помощью сотрудников фирм, оказывающих услуги по перемещению б/у автомобиля из Европы в Украину, подыскивает на многочисленных европейских интернет-сайтах подходящего по стоимости «железного коня». Затем представитель этой фирмы, за определенную плату выезжает в эту страну, осматривает понравившийся автомобиль, выясняет его техническое состояние и передает соответствующую информацию будущему покупателю. В случае получения согласия, машина на месте проходит технический осмотр и оформляется либо на фирму, зарегистрированную на территории Евросоюза, либо на резидента ЕС. После чего иностранец пересекает границу Украины и автомобиль передается покупателю. За свои услуги фирма берет вознаграждение (зависит от расстояния, на которое приходится гнать автомобиль, но в среднем 700-800 евро), которое включается в окончательную стоимость машины. Юридически считается, что на машине ездит иностранец. Но реально это делает гражданин Украины (в чем и кроется основная коллизия), который считается фактическим владельцем, не фигурируя при этом ни в каких документах.

Иностранец имеет право пользоваться автомобилем, попавшим в Украину на условиях временного ввоза и без уплаты таможенных пошлин в течение года. Для того, чтобы соблюсти это правило, ближе к истечению этого срока владельцы машины с иностранными номерами передают автомобиль фирме, которая его ввезла, для повторного пересечения границы.

Таким образом за 2,5-3 тыс. евро можно стать фактическим владельцем вполне приличной иномарки. Как уверяют сотрудники фирм, которые помогают ввозить такие машины, если водитель этого автомобиля не нарушает правила дорожного движения, то полиция не вправе его останавливать. Но даже если полицейский и остановит такую машину, то доказать факт нарушения таможенных правил не сможет, поскольку это не входит в полномочия полиции. При этом сотрудники фирм подробно рассказывают людям, как вести себя и какие аргументы предъявлять в общении с полицией.

Таким образом, езда на машинах с «еврономерами» или, как их презрительно называют некоторые владельцы «правильных» машин – «евробляхах», стала массовым явлением. По данным общественной организации «Авто Евро Сила», которая объединяет водителей, эксплуатирующих иномарки на европейских номерах, количество таких автовладельцев достигает уже 2 миллионов. Директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, основываясь на данных Гостаможни, называет более скромную цифру – свыше 550 тысяч.

Не так давно владельцев «евроблях» начали штрафовать за нарушение таможенных правил. Суммы в этом случае получаются очень большие. Например, Высший административный суд Киева недавно оштрафовал на 420 тыс. грн (300% от необходимых таможенных выплат) гражданина Украины, который управлял ввезенным в Украину автомобилем Ford Tourneo. Выяснилось правда, что водитель сам создал себе проблемы. Он просрочил обязательное пересечение границы через год, а потом еще и попытался зарегистрировать свой автомобиль, добровольно отдав себя в руки правоохранительных органов. Впрочем, чтобы предупредить повторение таких фактов, «Авто Евро Сила» анонсировала проведение 6 сентября стотысячной акции в центре Киева с требованием установить доступные тарифы на растаможивание б/у автомобилей из Европы.

Сторонники и противники «серых» схем ввоза иномарок на территорию Украины имеют свои резоны. Противники справедливо указывают, что подобная практика в целом выходит за рамки закона и вообще создает риски для участников дорожного движения и самих владельцев таких автомобилей. Например, в случае угона иномарки на «еврономерах», ее хозяин не может рассчитывать на помощь полиции (напомним, де-юре он не имеет никакого отношения к своей машине), а в случае ДТП, совершенного по вине «литовца» или «поляка», водитель такой машины вполне может скрыться с места происшествия, не опасаясь, что его найдут. Верно и обратное – владелец иномарки на «еврономерах» не имеет возможности апеллировать к закону и пользоваться преимуществами страховки, если ДТП произошло не по его вине.

Сторонники этих схем настаивают на своем праве ездить на дешевых и качественных иномарках, указывая на то, что даже новые бюджетные варианты машин, которые можно купить в Украине, стали роскошью. Не говоря уже о том, что они хуже и дороже тех, которые можно пригнать из Европы. Действительно, в связи с наступлением финансового кризиса и девальвацией гривны, новые автомобили сильно подорожали. К примеру, совершенно бюджетный ЗАЗ Sens в простейшей комплектации стоит почти 177 тыс. грн, то есть около $7 тыс. За такие деньги из Европы можно пригнать вполне приличный Mercedes или BMW. О соотношении цена-качество в этом случае нечего и говорить.

Борьба с «евробляхами»: как решится вопрос с авто на иностранной регистрации?Украинские суды все чаще становятся на сторону государства в решении спорных вопросов по нерастаможенным авто на иностранной регистрации. Отобьют ли у украинцев желание ввозить авто на литовских номерах высокие штрафы и перспектива судебной тяжбы?

Конечно, можно задуматься о покупке нового автомобиля в кредит. Но, во-первых, условия выдачи автокредитов сами по себе являются жесткими. Если мы говорим о покупке в кредит все того же простейшего ЗАЗ Sens, то только обязательные первоначальные платежи могут составить 40-50 тыс. грн (кстати, даже за такие деньги в пересчете на евро в ЕС можно купить автомобиль). Ведь для того, чтобы просто влезть в долги, вам необходимо, как минимум, заплатить первый взнос (хотя бы от 10% стоимости машин), оплатить страховку КАСКО и ОСАГО – (7-8% стоимости машины), заплатить в Пенсионный фонд , а также оплатить услуги нотариуса и некоторые банковские комиссии, которые также могут входить в условия кредитования. Ну, и потом ежемесячно погашать кредит с процентами, сильно переплачивая за весьма бюджетную и не слишком комфортабельную машину.

Вот поэтому владельцев автомобилей на «еврономерах» становится все больше и они все громче заявляют о себе. Попытка запретить «серую» схему может привести к новому «автомайдану», а легализовать ее – означает полностью обвалить и без того не очень активные продажи новых автомобилей. Тем не менее, если акция 6 сентября будет иметь успех, есть ненулевой шанс, что владельцы машин на «еврономерах» все же смогут «продавить» свои требования.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

Загрузка...