Пенсионная реформа и неприкосновенность депутатов. Над чем на этой неделе будет работать Рада

Эксперты аналитической группы Левиафан рассказали о главных и интересных законодательных инициативах, которые украинский парламент будет рассматривать на этой неделе.

Верховная Рада Украины VIII вышла на последнюю пленарную неделю перед 45-дневными летними каникулами. Повестка дня предполагается насыщенной, интересной и скандальной: пенсионная реформа, судебная реформа, а на изюминку возможно рассмотрение вопроса снятия неприкосновенности с ряда народных избранников.

Пенсионная реформа

На этой пленарной неделе Верховная Рада Украины начнет рассмотрение пенсионной реформы, которая включает в себя ряд законопроектов, ключевой из которых правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» №6614. Проектом акта предлагается:

  • восстановить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от полученного заработка и страхового стажа путем проведения перерасчетов пенсий с 01.10.2017 по использованию единого показателя заработной платы, который используется для назначения пенсий в 2017 году на уровне 3764 гривны 74 копейки и показателя стоимости одного года страхового стажа на уровне 1 процента;
  • пересмотреть условия перерасчета (индексации) пенсий и осуществлять ежегодный перерасчет пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы, с которого исчислена пенсия на 50% роста зарплаты в предыдущем году и на 50% индекса потребительских цен;
  • переложить бремя по обеспечению выплаты повышенных льготных пенсий с государства на работодателей путем изменения механизма возмещения льготных пенсий. Будет введена уплата работодателями повышенной ставки единого взноса за работников, занятых на особо вредных и особо тяжелых работах по спискам №1 и №2 на уровне 15% и 7% соответственно;
  • отменяется возмещения доплаты до прожиточного минимума, выплата целевой денежной помощи на проживание инвалидам войны и участникам боевых действий, возмещения единого взноса за работающих инвалидов на предприятиях УТОС, УТОГ.

Для уменьшения демографической нагрузки на солидарную систему предлагается сохранить право выхода на пенсию:

  • в 60 лет для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа в 2018 году, который ежегодно увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;
  • в 63 года для лиц, которые будут иметь от 15 до 25 лет страхового стажа в 2018 году, который ежегодно увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году;
  • в 65 лет для лиц, которые будут иметь 15 лет страхового стажа, однако без 16 лет (требование для выхода в 63 года) в 2019 году и, соответственно, в 2028 году будут иметь 15 лет, однако без 25 лет (требование для выхода в 63 года).
  • лицам, которые не будут иметь 15 лет страхового стажа, будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.

Для смягчения негативного влияния повышения требований к страховому стажу на переходный период введена временная государственная социальная помощь неработающим лицам, которые не имеют необходимого страхового стажа.

«Миссия невыполнима»: есть ли шанс запустить пенсионную реформу до каникул и когда решат земельный вопросПолитический эксперт оценил шансы принятия пенсионной и земельной реформы до начала летних каникул парламента.

Кроме того, предлагается пересмотреть размер и условия назначения минимальной пенсии по возрасту: при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин – на уровне прожиточного минимума; при отсутствии полного страхового стажа – рассчитана пенсия. Доплата до прожиточного минимума производится с учетом совокупного дохода; при наличии страхового стажа 30/35 лет для женщин и мужчин по достижении ими 65 лет – на уровне 40 процентов от минимальной заработной платы, но не менее чем размер прожиточного минимума.

Также проектом предлагается определить нотариусов агентами по уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении ими удостоверения договоров купли-продажи недвижимого имущества.

Читая указанный законопроект, возникает логичный вопрос:сколько для этого всего нужно средств и где их взять? В 2017 году реализация акта потребует дополнительных расходов в сумме 3,9 млрд грн в месяц. Эти расходы будут покрываться за счет повышения (которое произошло раньше) доли единого социального взноса в связи с увеличением минимальной заработной платы и с увеличением поступлений от физических лиц-предпринимателей общей системы налогообложения и самозанятых лиц. В качестве резюме бедно отметить, что за пенсии для наиболее уязвимых слоев общества заплатит мелкий бизнес и самозанятые лица, то есть такие же уязвимые слои общества.

Также в пакет законопроектов, которые будут реализовывать пенсионную реформу, входят:

  • проект закона о внесении изменений в статью 588 Таможенного кодекса Украины по вопросам пенсионного обеспечения №6615. Предусматривает отмену специальных пенсий работников органов доходов и сборов.
  • проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по вопросам пенсионного обеспечения №6616. Предусматривает отмену специальных пенсий должностных лиц и работников контролирующих органов.
  • проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно повышение пенсий №6617. Уточняет положения по расходам, которые осуществляются из государственного бюджета Украины, а также необходим для урегулирования вопроса покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Украины.

Судебная реформа

В этом недельная работа парламента должна начаться с продолжения реформирования судебной системы. Основные документы данного блока, касающиеся урегулирования правового статуса Конституционного суда и изменений в процессуальное законодательство судов общей юрисдикции. Проекты стоят на первой полосе анонсированного повестки дня и, скорее всего, вторничная работа Рады начнется именно с них.

В первом случае речь идет о проекте закона «О Конституционном суде Украины» №6427-д, разработанный в соавторстве группой народных депутатов, входящих в комитет по вопросам правовой политики и правосудия. Документ вносится по процедуре второго чтения. В первом чтении проект был принят 22 июня и поддержан голосами 231 депутата. Сейчас на официальном сайте Рады отсутствует подготовлена ​​ко второму чтению редакция проекта, а потому изменениям подверглась его доработана редакция при подготовке ко второму чтению остается только догадываться. Тем не менее, напомним, что среди ключевых новелл доработанной редакции проекта отдельное место отведено внедрению на законодательном уровне института конституционной жалобы – новому, предусмотренному Конституцией Украины, дополнительному национальному средству правовой защиты конституционных прав и свобод.

Послы G7 призвали Украину принять пенсионную реформу уже на следующей неделеВ ведомстве отметили, что выражают решительную поддержку плану пенсионной реформы, предложенной украинским правительством.

С законопроектом системно связаны предложения Сергея Алексеева, изложенные в законопроекте «О внесении изменения в статью 23 Бюджетного кодекса Украины относительно бюджетных назначений на обеспечение деятельности Конституционного суда Украины» №5425. Изменениями предлагается предусмотреть, что предложения об уменьшении бюджетных назначений на обеспечение деятельности Конституционного суда Украины должны быть согласованы Кабинетом министров Украины с Конституционным судом Украины. В случае его принятия, наверное, только наивный будет считать, что Конституционный суд Украины даст согласие на урезание собственного финансирования.

Во втором случае речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» №6232, представленный президентом Украины Петром Порошенко. Законопроект имеет определенные сходства с предыдущим, поскольку так же вносится по процедуре второго чтения, а его доработанная редакция аналогично официально не обнародована.

Стоит заметить, что разработанные гарантом поправки в законодательство являются рекордными по количеству актов, в которые вносятся изменения, и по их объему (напомним, законопроект состоит почти из 800 страниц). Откровенно говоря, вряд ли найдется хоть один десяток народных избранников, которые взвешенно и вдумчиво ознакомились с полным текстом проекта. Следовательно, такие радикальные изменения могут парализовать работу не только парламента, но и всей судебной системы. Подробнее – в материале от 20 июня 2017 года.

Поскольку выполнение судебного решения – заключительный этап юрисдикционной деятельности, то уместно в блоке законопроектов судебной реформы рассмотреть законопроект №6233 «О внесении изменения в статью 540 Таможенного кодекса Украины относительно принудительного исполнения постановления органа доходов и сборов или суда о наложении штрафа», внесенный Петром Порошенко. Фактически в проекте речь идет о принудительном исполнении судебных решений и решений других органов. Поэтому поправками определяется, что постановление органа доходов и сборов или суда (судьи) о наложении штрафа вносится этим органом или судом в Госреестр исполнительных документов в случае если штраф не будет уплачен в установленные сроки. Соответствующее постановление не позднее следующего рабочего дня должно быть предъявлено к исполнению органа исполнительной службы. В свою очередь, исполнительная служба должна быть отчитаться перед органом доходов и сборов или судом (судьей), который вынес соответствующее постановление, о ее выполнении.

Вопрос неприкосновенности

Всю прошлую неделю тяжело работал регламентный комитет ВР, рассматривая представление генерального прокурора на лишение неприкосновенности и разрешение на задержание и арест ряда народных депутатов, по мнению генерального прокурора, совершивших преступления.

Холодницкий боится, что депутаты сбегут под угрозой лишения неприкосновенностиРуководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий опасается, что депутаты, чью неприкосновенность вынесут на рассмотрение парламента, сбегут.

Следует заметить, что положительный или отрицательный вывод регламентного комитета не имеют решающего значения и решение о лишении народного депутата Украины неприкосновенности принимает именно Верховная Рада путем голосования, комитет исключительно следит за тем, не нарушена ли генеральным прокурором Украины процедура лишения неприкосновенности, которая прописана в регламенте. Комитет не может осуществлять следствие и оценивать доказательства, хотя всегда пытается этим заниматься.

Обычно в таких ситуациях народные избранники демонстрируют компромисс между общественным запросом и инстинктом самосохранения, поддерживая представление ГПУ на лишение неприкосновенности, однако не позволяя задерживать народных избранников.

Гуманитарная политика

Во вторник на рассмотрение парламента ожидается внесение законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов» №6574, разработанный в соавторстве группой народных избранников во главе с Андреем Парубием. Сразу следует заметить, что документ имеет завидно стремительную историю, ведь зарегистрирован в Секретариате лишь в начале прошлого месяца.

Законопроектом фактически в новой редакции излагается действующий закон «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине» и вносятся соответствующие дополнения к другим актам законодательства, усиливается ответственность.

Мотив разработки проекта объясняется тем, что действующая редакция базового закона не в полной мере охватывает все категории лиц, которые были противоправно осуждены в годы существования коммунистического тоталитарного режима в том числе за деяния, которые по характеру и степени общественной опасности не могут относиться к уголовной плоскости. Следовательно, в существующей ситуации не предоставляется право на реабилитацию всем лицам, которые были осуждены во внесудебном порядке, хотя такие лица имеют на это право ввиду нарушения во время такого осуждения их права на справедливый суд и принципа презумпции невиновности.

По версии разработчиков проекта, предложенные изменения должны заполнить данную юридическую пробел, создав факторы для системного восстановлении прав лиц, которые были осуждены во внесудебном порядке, а также осужденные за деяния, которые не считаются преступлениями в цивилизованном обществе. Для этого улучшается нормативное регулирование процедуры реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима, более четко определяются категории лиц, имеющих право на реабилитацию, уточняются и определяются употребляемые термины, усиливается юридическая ответственность за отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление сведений на обращение комиссии по реабилитации в соответствии с законом. К иным новациям следует отнести освобождение истцов от уплаты судебного сбора за подачу исков по обжалованию решений комиссий по реабилитации, а рассмотрение этих споров будет подведомственный местным общим судам по правилам административного судопроизводства. А до создания комиссий по реабилитации решение о признании лиц реабилитированными или жертвами репрессий будет приниматься органами прокуратуры с оформлением в виде справки.

Бюджет

Во втором чтении Верховная Рада Украины планирует рассмотреть правительственный проект закона о внесении изменений в закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2017 год» №6600.

Министерство экономического развития и торговли Украины уточнило прогнозные макроэкономические показатели на 2017 год. Так, в 2017 году ожидается продолжение экономического роста: реальный прирост ВВП прогнозируется на уровне 1,8%, объем номинального ВВП - 2 845,8 млрд грн, индекс потребительских цен (в среднегодовом измерении) – 112,9 процента, индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) – 111,2 процента. Фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих прогнозируется на уровне 796,3 млрд грн, среднемесячная заработная плата составит 7104 гривны и в реальном измерении увеличится на 21,4%.

Соответственно, появилась возможность для корректировки доходной и расходной части государственного бюджета Украины. Предлагается увеличение доходов государственного бюджета на 26 млрд грн.

Законопроектом предусмотрено увеличить расходы общего фонда для финансирования неотложных нужд на оборону и безопасность государства, в том числе связанных с проведением антитеррористической операции, в сумме 2 662,5 млн грн. Также предусмотрено финансирование ряда инфраструктурных и культурных проектов.

Образование

В четверг по процедуре второго чтения на рассмотрение выносится проект закона «Об образовании» №3491-д, разработанный группой нардепов во главе с Алексеем Скрыпником. Данный проект зарегистрирован 4 апреля 2016 года и 6 октября был принят в первом чтении. С тех пор данный документ выбыл из поля внимания. Тем не менее доработана редакция документа ко второму чтению на официальном сайте аналогично не обнародована, что вызывает удивление.

Нормами законопроекта вводится ряд новаций в сфере образовательной деятельности, некоторые из которых трудно назвать положительными. Среди них – уменьшение размера бюджетных ассигнований относительно ВВП с 10% до 7%, введение 12-летней программы получения общего образования, прохождение педагогическими работниками государственной аттестации и сертификации и тому подобное. В свое время профсоюз работников образования и науки Украины выражала протест по принятию закона в предложенной редакции. По мнению педагогов, такие изменения ухудшат и сузят содержание их прав и свобод по сравнению с действующим законом.

Информационная деятельность

Второй раз по процедуре повторного второго чтения парламент рассмотрит проект закона «Об электронных доверительных услугах» №4685. Проект разработан с целью реформирования законодательства в сфере электронной цифровой подписи с учетом опыта Европейского Союза, развития единого пространства доверия на основе системы электронных доверительных услуг, признания в Украине электронных доверительных услуг, предоставляемых иностранными поставщиками электронных доверительных услуг, что, в свою очередь, обеспечит развитие трансграничного сотрудничества и интеграции Украины в мировое электронное информационное пространство.

Принятие закона «Об электронных доверительных услугах» будет способствовать обеспечению создания условий для развития и функционирования сферы электронных доверительных услуг, свободного обращения электронных доверительных услуг в Украине, а также возможности свободного доступа к электронным доверительных услуг поставщиками электронных доверительных услуг, осуществляющих деятельность в других государствах.

В смысле развития электронных доверительных услуг Украины отстала от Европы, и принятие закона позволит постепенно дать украинским гражданам полный спектр возможностей по легкому ведению дел, которые существуют в цивилизованном мире.

Прозрачность

Группа народных депутатов во главе с Ольгой Бельковой внесли в Верховную Раду Украины проект закона «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» №6229, рассмотрение которого должно состояться во второй половине сессионной неделе. Проект впервые включается в повестку дня, является небольшим по объему и состоит из 17 статей, объединенных в ІV раздела.

Идея данного документа нацелена на внедрение в Украине международных стандартов и передовых практик раскрытия информации в добывающих отраслях в соответствии с международными стандартами, которые применяются в 51 стране мира, в т. ч. в Казахстане, Норвегии, Великобритании, Германии, США и др. Принятие документа позволит предоставить доступ общественности к полной информации по платежам субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в добывающих отраслях, должно обеспечить экономное и ответственное использование полезных ископаемых и создаст возможности для общественного анализа рациональности добычи полезных ископаемых.

Однако есть в документе и один нюанс, который нивелирует всю концепцию предложенных новаций. Речь идет о размере юридической ответственности должностных лиц за непредоставление такой информации. За такие действия предусматривается наказание в виде административного штрафа в размере от 340 до 1020 гривен. Очевидно, что этого недостаточно.

В заключение

Также следует отметить что в конце пятницы, то есть последнего рабочего дня парламента, предусмотрено объявление о закрытии шестой сессии парламента, то есть не процедура ее закрытия с пением государственного гимна, а лишь сообщение о времени закрытия. Соответственно, шестая сессия не будет закрыта, а будет продолжена. Летом 2016 года произошла аналогичная процедура, сессия была продолжена вплоть до открытия новой сессии, то есть юридически без каникул. Но фактически каникулы у нардепов будут даже больше, чем 45 дней. Также, не закрывая сессию, удобнее организовывать внеочередные пленарные заседания, для этого необходимо только решение главы ВРУ и нет необходимости искать 150 подписей нардепов.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...