После месячного перерыва в работе парламента депутаты собираются работать целых две недели подряд. Вот какие основные вопросы народные избранники, работая тяжело и упорно, планируют рассмотреть.
Санкции
Народные депутаты от «Народного фронта» продолжают бороться с внешними и внутренними врагами. Во вторник будет рассмотрена проект постановления о мерах по защите национальных интересов, национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности Украины, противодействия террористической деятельности (№5350).
Само содержание постановления ничтожно, ведь, предлагая наложить персональные санкции на Виктора Януковича, Николая Азарова и компанию (всего 21 человек), авторы документа забывают, что те еще являются гражданами Украины. Нравится это кому-то или нет, но гражданства Украины лишить невозможно. И в соответствии с ч.1 ст.1 санкции могут применяться со стороны Украины только по отношению к иностранному государству, иностранному юридическому лицу, юридическому лицу, находящемуся под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцам, лицам без гражданства, а также субъектам, осуществляющим террористическую деятельность. Если же исходить из того, что все приведенные выше лица - граждане Украины, то, согласно законодательству Украины, против них нельзя применять санкции.
Конечно, есть еще пункт о субъектах, осуществляющих террористическую деятельность. Но такие вопросы решает СБУ, а наша Служба безопасности не сообщала, что имеет претензии к этим лицам. Итак, этот проект постановления изначально является мертворожденным, так еще противоречит Закону «О санкциях» и Конституции Украины, имеющим высшую юридическую силу.
Информатизация
Во второй раз за процедуру второго чтения парламент рассмотрит проект закона об электронных доверительных услугах, №4685. Проект разработан с целью реформирования законодательства в сфере электронной цифровой подписи с учетом опыта Европейского Союза, развития единого пространства доверия на основе системы электронных доверительных услуг, признания в Украине электронных доверительных услуг, предоставляемых иностранными поставщиками электронных доверительных услуг, что обеспечит активное развитие трансграничного сотрудничества и интеграцию Украины в мировое электронное информационное пространство. Принятие Закона «Об электронных доверительных услугах» будет способствовать созданию условий для развития и функционирования сферы электронных доверительных услуг, свободного обращения электронных доверительных услуг в Украине, а также возможности свободного доступа к электронным доверительных услуг поставщиками электронных доверительных услуг, осуществляющих деятельность в других государствах.
В плане развития электронных доверительных услуг Украина, начиная с 1999 года, мягко говоря, отстала от Европы, и принятие указанного закона позволит постепенно дать для украинских граждан полный спектр возможностей по легкому ведению дел, которые сейчас существуют в цивилизованном мире.
Кроме того, парламент рассмотрит законопроект об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины, №2126а. Вопросам подготовки комплексного законопроекта в области кибернетической безопасности парламентарии и чиновники занимаются с 2010 года, и вот, возможно, на этой неделе вопрос будет решен.
В законопроекте предлагается определить правовые и организационные основы обеспечения защиты жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, национальных интересов Украины в киберпространстве, основные цели, направления и принципы государственной политики в сфере кибербезопасности Украины, полномочия и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, лиц и граждан в этой сфере, основные принципы координации их деятельности по обеспечению кибербезопасности Украины, а также дефиниции базовых терминов в сфере кибербезпе ки. Кроме того, одновременно предлагается внести изменения в Закон Украины «Об основах национальной безопасности». Проанализировав данный законопроект, можно согласиться с тем, что вопросы обеспечения кибербезопасности чрезвычайно актуальны для Украины, но предложенные меры по противодействию вызовам и угрозам в указанной сфере находятся на начальном этапе и не имеют комплексный характер.
Вето Президента
Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» (новая редакция) с предложениями Президента Украины от 21.03.2017 №2489 предлагает распространить порядок поступления граждан Украины на службу в органы местного самоуправления по результатам конкурса на занятие должностей заместителей сельского, поселкового, городского головы. Данное предложение ни на что не повлияет, ведь конкурсы проводят абсолютно формально и обычно является механизмом легализации ранее принятого решения городского или сельского головы.
Также предлагается при определении размеров должностных окладов служащих местного самоуправления как расчетную величину применять прожиточный минимум (а не минимальную заработную плату), установленную для трудоспособных лиц на 1 января календарного года.
Обороноспособность
В четверг будет рассмотрен проект Закона Украины о внесении изменений в Закон Украины «Об Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Украины» (относительно документального оформления травм (увечья, ранения, контузии) участникам АТО) №3728, который предлагает внести изменения в части Устава внутренней службы Вооруженных сил Украины и дополнить статью 260 положениями о необходимости иметь при себе справку о травме и медицинскую характеристику в случае выбытия на лечение за пределы воинской части. Ведь ранее в соответствии с частью 2 статьи 260 указанного Устава в случае направления на лечение вне расположения части военнослужащие должны иметь при себе в том числе: «при необходимости - справку о травме и медицинскую характеристику. Однако, формулировка «при необходимости» давало возможность врачу воинской части трактовать предоставления справки о травме по своему усмотрению. В то же время, именно отсутствие данной справки в дальнейшем создает для раненого определенные негативные юридические последствия. Согласно ст.21.7. «Положение о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины» утвержденное Приказом Министра обороны Украины 14.08.2008 N 402, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 ноября 2008 за N 1109/15800 «Постановление ВВК о причинной связи ранения (травмы, контузии, увечья) принимается согласно заключению, указанного в справке об обстоятельствах травмы (ранения, контузии, увечья), в которой отмечается, что военнослужащий, военнообязанный, резервист) проходил военную службу (сборы) в момент получения ранения (контузии, май авмы, увечья)». Также устанавливается механизм по которому военный комиссариат может истребовать такую справку о ранении в случае невозможности предоставления ее во время транспортировки военнослужащего в госпиталь.
Проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» (относительно усиления гарантии соблюдения законодательства Украины) №2985 предлагает распространить на органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в том числе учебные заведения, независимо от подчинения и форм собственности обязанность, по оповещения призывников и военнообязанных об их вызове в военные комиссариаты и обеспечения своевременное прибытие по этому вызовом в не зависимости от наличия военного комиссариата на территории административно-территориальной единицы.
Фактически государство признает, что не может наладить эффективный призыв или мобилизацию собственными силами, а соответственно теперь переводит эту обязанность на органы местного самоуправления и негосударственный сектор. Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно создания печатных средств массовой информации Министерством обороны Украины и военно-гражданскими администрациями на время проведения антитеррористической операции)(второе чтение)№5008.
В соответствии с названием народные депутаты предлагают разрешить Министерству обороны Украины и военно-гражданскими администрациям на время проведения антитеррористической операции создавать собственные средства массовой информации за бюджетные средства. С одной стороны такой законопроект необходим, ведь абсолютно логично что на подконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей военно-гражданские администрации должны всеми возможными средствами доводить точку зрения официального Киева, и лучше местного телевидения или заштатной газеты еще ничего не придумали. Этот законопроект ожидает две судьбы. Первая, это если его примут, но финансирование из государственного бюджета не выделят, что в принципе логично, ведь бюджет в Украине дефицитный, а авторы законопроект вопреки нормам Регламента Верховной Рады Украины не разработали финансового обоснования под этот законопроект. Вторая, это если финансирование все же выделят, тогда, как это часто бывает Министерство обороны Украины и военно-гражданские администрации возьмутся за их освоения, и мы все станем свидетелями новой коррупционной кормушки, ведь работа этих структур остаются самыми непрозрачными во всех стране.
Выборы
Также в повестке дня пленарной недели фигурирует законопроект реестр. №4843 «О внесении изменений в Закон Украины« О местных выборах »по урегулированию процедуры принятия решения партии об участии ее местных организаций в соответствующих местных выборах». Документ примечателен тем, что направлен на упрощение (а точнее более продуманный подход к) перечень документов, необходимых для участия местных организаций политических партий в соответствующих избирательных кампаниях на местах. Ведь субъекты избирательного процесса находятся в ситуации, когда они не всегда имеют возможности участвовать во внеочередных и первых местных выборах, которые назначены на соответствующей территории. Так как для регистрации кандидатов в депутаты и кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы или старосты необходимо вносить в соответствующей территориальной избирательной комиссии решения высшего руководящего органа партии об участии ее местных организаций в соответствующих местных выборах. А поскольку внеочередные и / или первые местные выборы проходят с упорным стабильностью и периодичностью, и практически еженедельно, то принятие такого решения высшим руководящим органом партии для каждой таких местных выборов затруднен. В связи с чем предложено внести соответствующие изменения в действующий Закон в части перечня документов, будет подаваться для регистрации кандидатов при проведении внеочередных и / или первых местных выборов. Так, в таких избирательных кампаниях вместо решения об участии местных организаций политической партии (принимается высшим руководящим органом партии) будет подаваться решения политической партии, принято руководящим органом партии (согласно уставу).
Образование
Народные депутаты намерены рассмотреть проект закона, разработанный и внесенный в конце февраля текущего года группой народных избранников во главе с Александром Спиваковским, № 6116. Законопроектом предусматривается внесение трех поправок в Закон «О высшем образовании», которые должны создать дополнительные возможности для лиц, месту жительства которых временно оккупированная территория, по вступлению их на обучение в высшие учебные заведения. Достичь данной цели предлагается за счет возможности таких абитуриентов поступить «на бюджет» в вузы Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской областей только по результатам вступительных испытаний в пределах 1000 мест государственного заказа.
Концептуально идея документа не плохая, но есть и недостатки на которые стоит обратить вес. Во-первых, по большому счету, такие изменения напоминают «конфетку», которой парламентарии пытаются привлечь молодежь с полуострова, плавно и, к сожалению, уверенно вливается в инфраструктуру РФ. Во-вторых, для таких абитуриентов создаются значительные преимущества по сравнению с другими учениками, никак не соответствует принципе равенства перед законом. В-третьих отсутствуют гарантии того, что после получения образования выпускники не вернутся на оккупированную территорию. В-четвертых, приведенные поправки носят временный характер, а потому дополнение ними базового Закона является не самым лучшим шагом в законотворческой деятельности. В-пятых, авторы документы вероятно не уведомлены, и данный вопрос уже и без того урегулирован на подзаконном уровне (приказ Минобразования № 560 от 24.05.2016 г.). В-шестых, проект оперирую фиксированной квоте в 1000 мест государственного заказа, однако авторы не приводят любое обоснование.
Есть желание надеяться, что данные недостатки будут устранении при доработке законопроекта.
Религия
Проект Закона об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признана Верховной Радой Украины государством-агрессором, №4511. В законопроекте предлагается предоставить особый статус религиозным организациям, руководящие центры которых находятся в государстве, признана Верховной Радой Украины государством-агрессором, в частности предусмотреть: особую процедуру регистрации уставов таких религиозных организаций; подписание договоров (соглашений) между государством и руководством указанных религиозных организаций; установить согласования кандидатур, назначаемых к руководству религиозных организаций на центральном и региональном уровне с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии. Кроме того, предлагается в обязательном порядке согласовывать с государственным органом, осуществившим регистрацию устава, приглашение иностранных граждан для проведения проповеднической деятельности на территории Украины и др.
Этот проект из числа принятия которых создает больше проблем чем решает. Во-первых, предложение законопроекта относительно предоставления «особого статуса» со стороны государства для одних религиозных организаций, в отличие от других может расцениваться как вмешательство государства в деятельность церкви.
Во-вторых, на сегодня все религиозные организации действуют как отдельные юридические лица, поэтому каждая религиозная община, монастырь, епархиальное управление, религиозный центр и др., Подпадающих под действие проекта Закона, получают особый статус и должны заключить договор с соответствующим органом государственной власти . Это абсолютно нереальным потому в ч. 2 ст. 3 и ч. 2 ст. 4 проекта установлен трехмесячный срок подачи такими религиозными организациями необходимых документов в центральный орган исполнительной власти для заключения такого договора (соглашения). А религиозных организаций в Украине около 12,5 тыс.
Сельское хозяйство
Ко второму чтению подготовлен правительственный законопроект «О внесении изменений в Закон Украины« Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой »(относительно уточнения некоторых терминов и понятий), №4570. Проект разработан Госагентством рыбного хозяйства, а в первом чтении 21.02.2017 г.., Хотя и не с первой попытки, он получил поддержку 235 голосов народных избранников.
Напомним, что несмотря на громкое название, документ всего-навсего вносит технико-юридические правки в терминологический аппарат актов действующего законодательства. Да, по большому счету, предлагается внести изменения в Закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», согласно которым термин «рыбы» будет заменен на «водные биоресурсы». Но не все так просто, поскольку такие изменения de facto расширяют сферу возможного применения Закона. А благодаря этому, гибель водных биоресурсов, соответственно, будет отнесена к страховому случаю в случае наступления определенного события, предусмотренного договором страхования.
Также в сессионный зал вносятся основной и альтернативный проекты законов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по оптимизации системы государственного управления в сфере сельского хозяйства» реестр. №4922 и №4922-1 соответственно. Основной разработан группой народных депутатов во главе с господином Александр Бакуменко, а альтернативный представлено Павлом Дзюблик.
Предложенные документами изменения носят преимущественно технический характер и в целом не меняют систему регулирования для субъектов аграрного сектора экономики, только технически заменяют определение одного государственного органа в другой. Поправками законопроектов предлагается передать Держпродспоживслужби полномочия по реализации контрольно-надзорных функций в сфере аграрной политики, сельского хозяйства, ветеринарного контроля, безопасности и защиты животных, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, безопасности и качества продуктов, в том числе, рыбы и других водных ресурсов и тому подобное. Предполагается передачи соответствующим подразделениям Министерства внутренних дел Украины функций по регистрации сельскохозяйственной техники и выдачи удостоверений на право управления такой техникой, а полномочия в сфере безопасности технических средств для агропромышленного комплекса - Укртрансинспекции.
На самом деле, основной и альтернативный Проекты имеют не так уж и много различий. Наиболее яркие из них заключаются в нормах альтернативного проекта. Касаются они (1) передачи Госэкоинспекции от Держпродспоживслужбы полномочий по осуществлению контроля за уровнем радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной продукции и продуктов питания; (2) предоставление жилищных гарантий госсанинспектора, их заместителям, другим должностным лицам Госсанэпидемслужбы в виде преимущественного права на получение жилья.
Законодательные инициативы, не рассмотренные на прошлых пленарных неделях
Текущая пленарная неделя Верховной Рады не станет исключением, и как и предыдущие будет насыщен законодательными инициативами, которые стабильно перемещаются из одной повестки в день в другую, в ожиданиях рассмотрения и постановки на голосовании. Среди рекордсменов фигурируют законопроекты:
законопроект №4901 «О коммерческом учете коммунальных услуг». Проектом предлагается определить обязательность коммерческого и распределительного учета количества потребленной гражданами тепловой энергии, горячей и питьевой воды. Это должно способствовать более рациональному использованию водных, энергетических ресурсов, а также защитит права потребителей.
законопроект №1581-д «О жилищно-коммунальных услугах». Как уже неоднократно отмечалось, данный документ в большей степени, чем действующий базовый Закон раскрывает понятие, содержание, приводит характеристики жилищно-коммунальных услуг, нормирует отношения возникающие в процессе их оказания и потребления, разграничивает права, обязанности и ответственность участников хозяйственных отношений, а также вводит их коммерческий учет. Законопроект был разработан и зарегистрирован группой народных депутатов еще в конце 2015 года, а в повестку дня впервые включен 27.01.2016 г.. Более подробно в статье от 18 октября 2016 года.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»