Историческое прошлое как препятствие будущему: почему портятся польско-украинские отношения?

Читати українською
Андрей Дудаполитолог

Проблемы в отношениях Польши с Украиной существуют. То, что в начале независимости не актуализировалась эта тема, ничего не значит.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог Андрей Дуда, оценивая тот факт, что МИД Украины вызвал посла Польши из-за заявления Витольда Ващиковского о том, что «Украина не войдет в ЕС с Бандерой».

Историческое прошлое

«На самом деле, между польским и украинским народами, между элитами очень глубокие противоречия в оценках исторического прошлого. Так случается всегда, когда речь заходит о соседних народах, тем более польская элита доминировала на части украинских земель», – отметил Дуда.

По его словам, то, что проблема актуализируется, вполне нормально, к тому же еще живы свидетели и их потомки с обеих сторон.

Климпуш-Цинцадзе: политикам не следует толковать события исторического прошлогоОна положительно оценила отношение к историческому украинско-польскому наследию во времена президентов двух стран Леонида Кучмы и Александра Квасьневского.

«Было около пятисот тысяч депортированных между Польшей и СССР. Позже было еще около 140 тысяч внутренне перемещенных, изгнанных из разных городов и переселенных на бывшие германские земли. Поляки так же были выселены с территории Западной Украины. Конечно, пока есть живые свидетели тех событий, данная проблема будет актуализироваться. Для нас больная тема – Закерзонье, где был серьезный польский террор украинских сел. Для поляков больная тема – Волынь», – рассуждает Дуда.

Бандера: время отбросить мифы

Эксперт отметил, что именно по личности Бандеры у польской стороны не совсем корректная позиция.

«Очевидно, такая нелюбовь поляков к Бандере вызвана восприятием его как символа. Потому что если оценивать фигуру Бандеры, то польскому государству он особого ущерба не причинил. Он не руководил подпольем. Имидж Бандере создали польские журналисты, когда он руководил покушением на министра внутренних дел Польши Перацкого, который был действительно убит украинским патриотом-террористом», – напомнил он.

Политолог добавил, что потом польская повестка достаточно быстро распутала это дело и разоблачила факты деятельности ОУН, которая в то время была очень активной.

«Конечно, как националист Бандера вступил в конфликт с польским государством. Это было нормально по оценке украинцев, потому что Польша вела шовинистическую политику в их отношении. Но когда на Бандеру вешают волынские события, это исключительно тиражирование мифов. Он был узником немецких лагерей, его братья были убиты, а сам Бандера не принял немецкие условия», – отметил специалист.

По его убеждению, учитывая вышесказанное, заявления польской стороны скорее напоминают эксплуатацию символа.

Украина не диктует полякам, кого им считать своими героями, хотя некоторые из них являются символами не то что некорректного, а вообще античеловечного обращения с украинцами.

Российская карта

По словам политолога, в украино-польском противостоянии больше всего заинтересована Россия.

«Нарастание противостояния им только на руку. Но вряд ли россиянам удастся серьезно повлиять на эти процессы», – считает Дуда.

По его словам, есть один нюанс, который спасает ситуацию от обострения.

«Есть то, что спасает от антиукраинских заявлений польских должностных лиц. Поляки боятся Россию значительно больше и пострадали от их режима значительно сильнее. И в период царской, и в период советской России. Поэтому страх перед россиянами в итоге может перевесить нелюбовь к украинцам», – проанализировал ситуацию Андрей Дуда.

Напомним, глава МИД Польши Витольд Ващиковский отметил, что в случае нерешения исторических вопросов, может возникнуть ситуация вроде существующей в Греции и Македонии. В украинском внешнеполитическом ведомстве выразили разочарование данной позицией.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: