Два года Национальной полиции: что обещали правоохранителям политики

Читати українською
2 июля 2015 года была официально создана Национальная полиция Украины. Уже через два дня первые патрульные вышли на улицы столицы. В связи с этим Слово и Дело решило вспомнить, что за последние два года успели пообещать по поводу полиции украинские политики и что на самом деле выполнили.
Фото: Руслан Канюка, "День"

В эти дни Национальная полиция Украина празднует вторую годовщину создания: 2 июля 2015 года началась официальная трансформация милиции в правоохранительную структуру-преемницу. Именно эта дата считается «днем рождения» новой полиции. А уже 4 июля на улицы Киева вышли первые патрульные полицейские. К концу осени запуск патрульной полиции состоялся во Львове, Одессе, Харькове, Ужгороде и Мукачево. К концу 2015 года она появилась во всех городах городах-миллионниках. Сегодня патрульная полиция работает в 34 городах Украины, на подходе еще несколько населенных пунктов. В целом же в структуре Нацполиции, кроме патрульных, действуют еще 5 подразделений.

Береза обещает способствовать созданию полициюСказано 24 октября 2014 г.Статус обещания: Выполнено

В досье политиков на «Слове и Деле» накопилось огромное количество обещаний, через призму которых история развития этого правоохранительного органа выглядит по-новому: сравнивая то, что было сказано, с тем, что было на самом деле сделано, нетрудно понять, для кого из политиков (и в чем именно) тема новой украинской полиции стала плацдармом для пиара, а для кого – важной частью работы и даже жизни.

Начнем с того, что первые обещания о создании на базе милиции нового правоохранительного органа стали раздаваться задолго до того, как украинцы увидели на улицах своих городов молодых людей в черной униформе на новеньких «Приусах». В частности, профильный министр Арсен Аваков о намерении создать Национальную полицию заявил еще 18 сентября 2014 года. Позже обещания создать полицию прозвучали и из уст кандидатов в народные депутаты, которые как раз готовились к парламентским выборам. Например, способствовать созданию этого органа обещал тогда член «Народного фронта» Юрий Береза, а будущий нардеп от «Воли народа» Сергей Лабазюк убеждал, что добьется принятия нового закона о милиции. Первый из этих двух свое обещание выполнил, а вот второй во время голосования за законопроект «О Национальной полиции» отсутствовал в парламенте.

В декабре 2014-го тогдашний замминистра внутренних дел Эка Згуладзе пообещала, что в следующем году заработная плата сотрудников МВД существенно возрастет. Однако повышение ее на 25% от суммы ставки, проведенное в декабре 2015 года, вряд ли можно назвать существенным, особенно если учесть, что речь шла лишь об индексации зарплат, то есть о повышении исключительно на процент инфляции. Словом, это обещание Згуладзе провалила. Правда, когда она пообещала, что зарплата патрульных составит 6-8 тыс. грн, то в целом не соврала: на самом деле заработная плата составила от 6 до 10 тыс. грн.

В конце концов, после года напряженной работы, отбора и обучения, новая полиция заработала. Количество обещаний относительно полиции с этого момента существенно возросло. Оно и понятно – когда орган уже функционирует, раздавать конкретные обязательства намного легче.

Так и осталось невыполненным обещание первой главы Нацполиции Хатии Деканоидзе об обязательном прохождении всеми кандидатами на должности руководителей и следователей собеседования и «телеграфа». «Слово и Дело» еще в марте 2016-го обратило внимание на то, что детектора лжи, как и переаттестации вообще, странным образом избежал заместитель начальника Главного управления Национальной полиции в Киеве Виталий Стрижак.

Кроме того, преступников ловить было бы легче, если бы патрульная полиция вовремя начала работать не только в крупных городах, но и на автотрассах, как обещала Деканоидзе в январе 2016 года. По ее словам, патрульные на трассах должны были появиться еще до конца мая того же года. Для того, чтобы предоставить этому обещанию статус невыполненного, «Слову и Делу» хватило того, что патрулирование трассы Киев-Чоп началось уже в июне, но и она стала не последней, на которую выехали работать экипажи новой полиции. Позже Деканоидзе уже пообещала, что на всех трассах полиция появится до конца 2016 года. К сожалению, это обязательство тоже не было выполнено. Вообще же официально патрульные заменили ГАИ на дорогах Украины только в июне 2017 года.

Тогда же, в 2016-м, в НПУ начались первые кадровые проблемы: набранные за полгода до того новые полицейские начали понемногу увольняться, а заменить их было некем. Более того, нехватка кадров проявилась в тех подразделениях, работники которых не прошли переаттестацию (а набрать и научить такое количество новых сотрудников за короткое время оказалось невозможно). Тогда идею о создании кадрового резерва подал депутат Мустафа Найем. Обещание запустить проект по его созданию он выполнил.

Впрочем, немало в процессе реформирования полиции однозначно изменилось. Например, исчезли как вид Госавтоинспекция и Управление по борьбе с организованной преступностью. Это все – «на совести» Авакова. На смену им должны были прийти молодые и амбициозные полицейские: Згуладзе пообещала, что возраст новых сотрудников МВД не будет превышать 35 лет (и это действительно так), а также что готовить их будут американские специалисты. В последнем случае Згуладзе тоже не промахнулась: инструкторы МВД прошли не менее 2-недельногог курса обучения от специалистов из США. Кстати, у американцев украинские правоохранители переняли не только опыт, но и специальное подразделение – КОВД (аналог американского SWAT).

А вот обещание о том, что полиция получит первые авто по Киотскому протоколу уже осенью 2016 года, Аваков провалил. Обещанные им Mitsubishi Outlander поступили в Украину только в начале 2017 года.

Внести изменения в уже работающее законодательство о полиции пообещал в августе 2016-го нардеп от «Батькивщины» Игорь Луценко. Он действительно зарегистрировал в Верховной Раде ряд законопроектов, предлагающих изменения в полномочиях правоохранительных органов во время мирных собраний, несколько сужая их контрольные функции, а также устанавливающих дополнительные требования по размещению личных номеров на экипировке. Еще одну важную законодательную инициативу – по презумпции правоты полицейского – пообещал зарегистрировать в парламенте представитель «Народного фронта» и советник Авакова Антон Геращенко (пока «в процессе»).

Кроме того, расширить с помощью очередного законодательного акта права работников полиции пообещал Найем: в декабре 2016 года он заверил, что разработает законопроект о предоставлении полицейским разрешения осуществлять рейдовые проверки водителей на состояние алкогольного опьянения.

Среди самых свежих обещаний, которые политики раздали в последние месяцы, стоит отметить также заявление Авакова о создании в Киеве центра для координации полиции и предотвращения образования заторов, а также о реформировании системы подготовки кадров.

Обещают политики правоохранителям и новые выгоды. Например, в июне этого года министр внутренних дел заявил, что расходы на строительство жилья для силовиков в 2018 году будут увеличены. Несколькими месяцами ранее добиваться перерасчета пенсий для милиционеров-ветеранов обещал народный депутат Сергей Каплин.

Отдельно хотелось бы отметить обещание, срок выполнения которого истекает буквально через неделю. Недавно Аваков заявил, что результаты расследования столкновений в Днепре, которые произошли в День Победы, будут обнародованы до 10 июля. Попадет ли это обещание в список невыполненных и прольет ли его выполнение свет на некрасивый инцидент с избиением ветеранов АТО – узнаем уже совсем скоро.

Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: