Маски-шоу в Держгеонадрах: почему Украина – не США?

Читати українською
Александр Москалюкэксперт по конституционному праву

Последние события в Украине и США заставили меня задуматься над различием между политико-правовыми системами Штатов и Украины. В Украине любое лицо, имеющее хотя бы минимальную власть, считает делом чести демонстрировать свои возможности, чихая на нормы права и мнение общества. Достаточно вспомнить печально известный «комплекс вахтера», чтобы понять всю трагикомичность понимания власти по-украински.

Чего только стоит история с назначением руководства Держгеонадр, когда вопреки установленному порядку, фактически по протекции министра экологии Остапа Семерака была предпринята попытка назначить на должности председателя и заместителя председателя Держгеонадр Олега Кирилюка и Николая Фощия. Нарушение порядка замещения должностей бывшим «регионалом» Кирилюком и Фощием было признано вначале решением Административного суда города Киева, а недавно подтверждено решением Киевского апелляционного административного суда, которым также признано противоправным и отменено решение конкурсной комиссии. Впрочем, наличие многочисленных судебных решений не остановило Кирилюка, который 25 мая фактически захватил Держгеонадра.

Нацполиция задержала в Винницкой области банду вооруженных рейдеровСотрудники Нацполиции задержали преступную группировку, которая пытались совершить рейдерский захват предприятия на Виннитчине.

Очевидно, что желание захватить и удержаться в Держгеонадрах связано с тем, что сегодня это ведомство занимается вопросами добычи нефти, газа и янтаря. А Олег Кирилюк, судя по уголовным производствам, в которых он фигурировал, как никто разбирается в этом.

Впрочем, в США также присутствует стремление концентрировать политическую власть в тех сферах, которые могут приносить экономические дивиденды. Ведь человеческая природа одинакова и в Украине, и в Штатах, и в Китае. Следовательно естественные человеческие недостатки, если нет эффективной системы их сдерживания, начинают разрушать основы государства. И здесь на первое место выходит способность гражданского общества и элит выстраивать такую ​​систему сдерживаний и противовесов, которая не позволит чиновнику ощущать себя феодалом.

Следовательно, тот, кто нарушает действующую систему отношений, тут же наталкивается на общественное порицание и преграды в среде политических элит и рискует оказаться в политическом небытии. Чего стоит история с Никсоном, который после отставки так и не вернулся в активную политику. И здесь напрашивается очевидный вывод: до тех пор, пока государство (читайте – власть) не вынуждено будет научиться ограничивать себя правом, до тех пор Украина будет оставаться в системе феодальных отношений, которые превратят нашу страну в «фейлд стейт».

P.S. В США наиболее тяжкими преступлениями считаются преступления в сфере подрыва авторитета судебной власти, среди которых главное место занимает невыполнение решения судов. И министр, который не выполнил решение суда и допустил захват подчиненной ему структуры, уже сидел бы на скамье подсудимых или бежал в Мексику. Впрочем, для господина Остапа еще не все потеряно)

Александр Москалюк, специально для «Слово и Дело»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS

и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»
Поделиться: