Больше веры в свою страну: кто мешает Украине вступить в НАТО

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В четверг, 8 июня Верховная Рада приняла закон, согласно которому, вступление в НАТО становится главным внешнеполитическим приоритетом Украины. По мнению авторов документа, именно членство в Альянсе является наиболее эффективным инструментом обеспечения европейской безопасности нашего государства. По мнению экспертов, формализация евроатлантического курса на законодательном уровне является важным политическим шагом Украины, рассчитанным на «внутреннее пользование». С практической же точки зрения этот закон не ускорит вступление Украины в Альянс.

Законопроект №6470, согласно которому, вступление в НАТО становится главным внешнеполитическим приоритетом Украины, принят 8 июня. За него проголосовали 276 народных депутатов. Авторы документа указывают, что членство в НАТО является «самым эффективным инструментом обеспечения безопасности». Принятие «евроатлантического» закона будет способствовать расширению и углублению сотрудничества Украины с НАТО, а также укреплению национальной безопасности страны.

Как пояснила вице-спикер Ирина Геращенко, принятие закона является очень важным решением. «Во-первых, оно демонстрирует единство политических элит относительно курса на евроатлантическую интеграцию, а во-вторых, вынуждает власть не только говорить о НАТО, а изменять стандарты в оборонном и экологическом секторе», – заявила Геращенко. А министр иностранных дел Павел Климкин напомнил, что в сфере национальной безопасности и обороны Украина должна перейти на стандарты Альянса к 2020 году – именно такие решения были приняты на Варшавском саммите НАТО в 2016 году.

Курс на НАТО: как голосовали депутатские фракции и группы?Сегодня Верховная Рада поддержала решение углубить сотрудничество Украины с НАТО с целью в будущем получить членство в организации: «Слово и Дело» отследило результаты голосования по депутатским фракциям и группам.

Таким образом, принятый закон расценивается украинскими политиками как своеобразная «дорожная карта», которая закрепляет курс на евроатлантическую интеграцию Украины и вынуждает политиков предпринимать конкретные шаги для того, чтобы наша страна как можно быстрее достигла стандартов Альянса. «Это не требование Запада, а личная инициатива украинского руководства. Наша страна таким образом цементирует свой прозападный курс для того, чтобы его потом было сложно пересмотреть», – пояснил ситуацию старший аналитик Международного центра перспективных исследований Анатолий Октисюк.

По мнению эксперта, принятие этого закона создает предпосылки для организации референдума по вступлению в НАТО. Это может являться еще одной «внутренней» причиной, побудившей депутатов утвердить законопроект №6470. «Если ситуация в нашей стране будет накаляться и возникнет острый запрос на проведение реформ - референдум по НАТО может стать хорошим способом «выпустить пар», – пояснил Анатолий Октисюк.

Однако даже полное соответствие стандартам НАТО не гарантирует Украине скорейшего вступления в эту организацию. У евроатлантической интеграции нашей страны есть ряд могущественных противников. Прежде всего, это Россия, которая всегда с большим раздражением относилась к подобным планам Украины. В 2008 году наша страна вместе с Грузией подала заявку на присоединение к Плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). Заявка обеих стран рассматривалась на Бухарестском саммите Альянса в апреле того же года и была провалена вследствие дипломатических усилий российской стороны. Пользуясь тем, что все важные решения в НАТО принимаются коллегиально, россияне сыграли на противоречиях внутри самого НАТО. Несмотря на активное лоббирование со стороны США, Россия сумела заручиться поддержкой Франции и Германии, стремившихся к налаживанию экономического сотрудничества с Кремлем.

Формальной причиной отказа от предоставления нашей стране ПДЧ было отсутствие на тот момент общественного консенсуса внутри Украины. В этой связи проведение референдума, который покажет, что ситуация в связи с российской агрессией изменилась, и евроатлантический курс пользуется большей поддержкой в обществе, может стать важным сигналом для партнеров. Впрочем, проведение такого референдума не является обязательным условием для вступления в НАТО – для Альянса важно политическое решение руководства страны и согласие внутри самого блока (в итоговом коммюнике бухарестского саммита значилось заверение в том, что Украина станет членом НАТО).

К слову, предоставление ПДЧ в 2008 году означало фактический пропуск в НАТО (при выполнении ряда условий страну рано или поздно принимали в Альянс), а бухарестский провал дорого обошелся той же Грузии. Спустя четыре месяца после саммита, в августе 2008 года, российские войска вторглись в эту страну и обеспечили существование сепаратистских непризнанных образований – Абхазии и Южной Осетии.

Новый приоритет Украины – членство в НАТО: какое практическое значение имеет решение ВРРуководитель Института международной политики объяснил, на что влияет и какое практическое значение имеет решение ВР законодательно закрепить курс Украины на членство в НАТО.

Стоит ли говорить, что Россия и сейчас раздраженно отреагировала на принятие «евроатлантического» закона. «В Москве традиционно с недоверием и озабоченностью относятся к расширению НАТО в направлении наших границ. Считаем, что это угрожает нашей безопасности и балансу сил в Евразийском регионе. Разумеется, российская сторона принимает все необходимые меры для ребалансировки ситуации и защиты собственных интересов и собственной безопасности», – прокомментировал спикер президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков. Он также отметил, что в Украине «идет война». И хотя эта война развязана самой Россией, она является еще одним серьезным препятствием для интеграции нашей страны в Альянс. Дело в том, что одним из условий для страны-кандидата является разрешение всех международных споров, а также политических, этнических и территориальных конфликтов мирными методами и в соответствии с принципами ОБСЕ. Между тем, Украина имеет тлеющий конфликт на Донбассе, а также территориальный спор с РФ из-за Крыма.

Наконец, противоречия внутри самого Альянса, приведшие к бухарестскому провалу-2008, никуда не делись и доныне: в НАТО пока не видят Украину в своих рядах. Варшавский саммит 2016 года четко обозначил позицию Альянса в этом отношении. НАТО готов оказывать политическую поддержку Украине («столько, сколько сможете унести»), всячески содействовать в реформировании оборонного сектора, активно развивать сотрудничество с нашей страной, но включать Украину в систему коллективной безопасности в НАТО не готовы.

Именно поэтому вера украинских политиков в то, что Украина рано или поздно вступит в Альянс, пока находится скорее на эмоциональном уровне. «Всем, кто говорит, что Украину никто нигде не ждет и нам ничего не светит, пока идет война в Донбассе и пока аннексирован Крым, мой вам совет – больше веры в СВОЮ Страну! Я тысячу раз слышала в сессионном зале, что Украине не предоставят безвизовый режим и не ратифицируют соглашение (об Ассоциации с ЕС – Авт.), пока идет война. И слава Богу, что эти Фомы неверующие не определяют сегодня политику в Украине, потому что с их завываниями мы бы никогда не имели ни безвизового режима, ни Соглашения. Побеждает тот, кто верит!», – отметила Ирина Геращенко.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: