Bellingcat против России: удастся ли доказать причастность Кремля к катастрофе MH17

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Независимая международная группа Bellingcat опубликовала новые материалы, свидетельствующие о российском происхождении самоходной огневой установки «Бук-М1», из которой был сбит малазийский «Боинг» летом 2014 года над Донбассом. Это фотографии, свидетельствующие о том, что эта же боевая машина мелькала на территории России и в 2013 году, то есть задолго до катастрофы «Боинга». Свои материалы волонтеры Bellingcat передают и в распоряжение Объединенной следственной группы (JIT), которая занимается официальным расследованием инцидента. В Bellingcat уверены, что JIT также подтвердит российское происхождение машины. По мнению экспертов, исследования Bellingcat могут серьезно помочь в поиске новых доказательств причастности российской стороны к катастрофе над Донбассом.

Проект Bellingcat состоит из нескольких десятков волонтеров и журналистов со всего мира, которые расследуют обстоятельства различных громких событий на основании открытых источников. Он был основан британским журналистом Элиотом Хиггинсом 15 июля 2014 года. В основном группа расследует события, связанные с войнами в Сирии и Украине. Касательно Украины наибольшее внимание уделяется расследованию причин катастрофы малазийского «Боинга» рейса МН17, сбитого 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. В результате этой трагедии погибли 298 пассажиров и членов экипажа лайнера. Официальным расследованием катастрофы занимается Объединенная следственная группа (JIT), состоящая из представителей Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины.

В своем последнем отчете 28 сентября 2016 года представители JIT указали, что лайнер был уничтожен зенитной ракетой, выпущенной с комплекса «Бук», который располагался на территории, контролируемой боевиками. Самоходную огневую установку ЗРК «Бук» доставили из России, а потом вернули обратно.

Стоит отметить, что сразу после уничтожения лайнера боевики сами «сдали» себя. Их главарь Игорь Гиркин (Стрелков) в своем паблике в социальной сети «ВКонтакте» поспешил опубликовать сообщение следующего содержания: «В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой «Прогресс». Предупреждали же – не летать в «нашем небе».

Журналист Денис Попович разобрался, хватит ли доказательств группе Bellingcat для того, чтобы доказать российский след в катастрофе малайзийского Боинга.

География, указанная Гиркиным, в общем совпадает с районом, над которым произошла катастрофа. По всей видимости, произошла ошибка: боевики не собирались обстреливать пассажирский самолет, их изначальной целью был военно-транспортный Ан-26. Когда стало ясно, какой именно самолет был сбит, Гиркин удалил компрометирующее сообщение из своего паблика. Максимум, что на сегодня признала российская сторона - это то, что «Боинг» действительно был сбит зенитной управляемой ракетой 9М38М1 которыми оснащаются ЗРК 9К37 «Бук-М1», однако этот «Бук» якобы не мог быть российским, поскольку такие ракеты на территории России уже не производятся, а стрельба велась не со стороны, контролируемой боевиками «ДНР».

Тем не менее, волонтеры Bellingcat на основании открытых источников определили, что боевая машина, из которой велся обстрел, прибыла именно из России и принадлежит российской 53-й зенитно-ракетной бригаде. Часть машин этой бригады с 23 по 25 июня 2014 года были переброшены на российско-украинскую границу. Среди них была и самоходная огневая установка (СОУ), из которой велся огонь. В Bellingcat называли ее 3х2, поскольку средняя цифра бортового номера находилась в нечитабельном состоянии. Тем не менее, волонтерам удалось установить, что СОУ имеет бортовой номер 332. Это получилось благодаря сравнению отличительных особенностей этой машины, выявленных по найденным в открытых источниках фотографиям этой машины - вмятинам на корпусе, последовательности подключения кабелей к лафету пускового устройства, форме и расположению масляных пятен у выхлопной трубы и.т.д.

А в феврале 2017 года специалисты Bellingcat установили и главаря боевиков, который сопровождал установку на территорию Украины. Это был российский офицер, полковник российского ГРУ Сергей Дубинский, известный под псевдонимом «Хмурый» или «Плохой Солдат». Летом 2014 года «Хмурый» был «заместителем министра обороны «ДНР» по разведывательной деятельности». «Министром обороны» являлся сам Игорь Гиркин. Связь Гиркина и Дубинского установлена благодаря перехвату сотрудниками СБУ нескольких телефонных переговоров, обнародованных после катастрофы МН17. В них человек под псевдонимом «Хмурый», идентифицированный как Сергей Николаевич Петровский, контролирует перемещение «Бука» через украинско-российскую границу, а также выдвижение машины в заданный для открытия огня район.

В самом новом исследовании, обнародованном 5 июня 2017 года, команда Bellingcat представила фотографии, свидетельствующие, что СОУ с бортовым номером 332 присутствовала на территории России задолго до событий лета 2014 года. «На фотографии, снятой российским механиком, вероятно, весной 2013 года, виден «Бук 332» с теми же белыми транспортными маркировками, что были видны на нем в Украине незадолго до и вскоре после сбития MH17», – говорится в отчете Bellingcat. Там же утверждается, что расположение маркировок на этой машине совпадает с расположением обозначений на СОУ, которая перемещалась к российско-украинской границе летом 2014 года.

Журналист Денис Попович разобрался, хватит ли доказательств группе Bellingcat для того, чтобы доказать российский след в катастрофе малайзийского Боинга.

Сходство подтверждается и по фотографиям, сделанным в разное время в парке техники 53-ей зенитно-ракетной бригады ВС РФ, где возле 332-ой машины лежит красный контейнер, предназначенный для хранения ракет для ЗРК «Круг».

Волонтеры Bellingcat делятся добытой информацией с представителями JIT. В свою очередь, официальная группа расследователей не передает волонтерам информацию, которая позволила бы узнать о расследовании больше, чем JIT хотела бы сообщить официально. Представители Bellingcat относятся к этой практике с пониманием. По словам Эллиота Хиггинса, уже 28 сентября 2016 года на пресс-конференции стало ясно, что в JIT придут к тем же выводам, что и Bellingcat, касательно маршрута «Бука» в Украине, расположения стартовой позиции для обстрела, а также о российском происхождении СОУ. Исследования Bellingcat, какими бы подробными и достоверными они не были, не могут стать основой для судебных разбирательств по делу о МН17. Однако, по мнению экспертов группы «Информационное сопротивление», они могут серьезно помочь в поиске новых доказательств причастности российской стороны к этой катастрофе.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: