Кадровые вопросы, международное сотрудничество и институт частных детективов. Над чем на этой неделе будет работать Рада

Эксперты аналитической группы «Левиафан» рассказали о главных и самых интересных законодательных инициативах, которые украинский парламент будет рассматривать на этой неделе.

Так уж сложилось, что эта неделя в Верховной Раде должна была стать неделей назначений. Наибольшей интригой было назначение аудитора НАБУ от парламента. После двух за последний месяц неудачных попыток принять кандидатуру британца Найджела Брауна на должность одного из трех аудиторов НАБУ, парламент снова взялся за этот вопрос. «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», несмотря на рекомендации комитета по предотвращению коррупции номинировать на должность аудитора американца Роберта Сторча, продолжают пытаться «протянуть» своего кандидата – британца Найджела Брауна. Во вторник этого сделать не удалось, поэтому кандидатуры вновь были отправлены на рассмотрение комитета. Однако, независимо от конечных результатов голосования, уже с самого начала работы международные аудиторы НАБУ будут иметь сомнительную репутацию в глазах большинства украинцев, которые после подобного избрания вряд ли поверят в независимость иностранного специалиста.

Коалиционная арифметика: сколько членов насчитывает парламентское «большинство»?Политолог Валентин Гладких рассказывает о коалиционных раскладах в Верховной Раде Украины и о том, что делает власть, чтобы удержать хотя бы ситуативное большинство.

Также должны быть рассмотрены два постановления – о назначении членов Счетной палаты и определении представителя Верховной Рады в составе комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы. Имена кандидатов в члены Счетной палаты пока находятся за семью печатями, а вот в состав комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы депутаты предлагают назначить Ярослава Василькевича – руководителя Секретариата Конституционного суда. Это довольно логичный шаг, ведь Василькевич имеет большой опыт государственной службы и достаточно долгое время работал руководителем секретариата комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности.

Международное сотрудничество

Следует все же отдать должное работе правительства: вторую неделю подряд Украина ратифицирует международные соглашения, направленные на улучшение движения капиталов между нашей страной и экономически развитыми странами. Если на прошлой неделе было ратифицировано соглашение о сотрудничестве с Канадой, то в эту среду парламент ратифицирует соглашение между Кабинетом министров Украины и правительством Норвегии о техническом и финансовом сотрудничестве (№0127). В соответствии с соглашением Украина гарантирует свободное и беспрепятственное движение товаров и услуг, необходимое для реализации программ и проектов технической и финансовой помощи, реализуемых в Украине и финансируемых полностью или частично за счет норвежской стороны.

Привлечение любых инвестиций – это всегда хорошо. Есть основания считать, что правительство Норвегии будет готово инвестировать в украинскую газодобывающую отрасль и аграрно-промышленный сектор, которые сейчас являются наиболее привлекательными секторами нашей экономики. Вот только есть риск, что под статьей беспошлинного ввоза на территорию Украины товаров, необходимых для реализации таких проектов, в нашу страну будет ввозиться гораздо больше, чем требует проект соглашения.

Финансовый сектор

В финансовой сфере предлагается принять проекты законов «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг)» (№ 2456-д) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов)» (№3498). Подробнее об этом – в нашем обзоре от 14 марта.

Газовый сектор

8 мая 2015 года вступил в силу закон «О рынке природного газа», которым установлен запрет на использование газораспределительных систем, владельцем коих является государство, по праву хозяйственного ведения. В то же время механизмы того, каким образом государство должно урегулировать ситуацию, когда ГРС находятся в оперативном ведении облгазов, прописаны не были. Сейчас Кабмин проектом закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обеспечения использования газораспределительных систем)» (№5558) предлагает урегулировать вопрос передачи газораспределительных систем оператору газораспределительной системы на основании договора аренды. С одной стороны, это может уменьшить доходы облгазов, а с другой – операторы ГРС вынуждены будут обратиться к НКРЕКУ с просьбой учета расходов на аренду ГРС в формуле коммунальных платежей. Соответственно следует ожидать очередного повышения коммунальных тарифов.

Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно их приведения в соответствие с законом «О рынке природного газа» (№5289), судя по пояснительной записке, разрабатывался непосредственно Кабинетом министров, а депутат Андрей Лопушанский просто выступил неким «добрым самаритянином», который помог правительству его подать в обход ряда необходимых процедур.

Законопроект, помимо прочего, предлагает:

  • изменения, связанные с обеспечением перехода от понятия «гарантированный поставщик» к понятию «поставщик природного газа со специальными обязанностями», а также внесение необходимых изменений по расчетам теплогенерирующих и теплоснабжающих организаций за потребленный природный газ;

  • исключение из закона Украины «О функционировании топливно-энергетического комплекса в особый период» положения об учете предписаний закона «О рынке природного газа» при урегулировании отношений, связанных с функционированием топливно-энергетического комплекса в особый период и с реагированием на кризисную ситуацию с поступлением природного газа, предусмотреть распространение действия указанного закона на отношения по распределению природного газа;

  • перенос срока установки счетчиков газа, используемого для приготовления пищи, на 1 октября 2017 года в законе «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» (ранее предлагалось дождаться 1 января 2018-го), ужесточение санкций за неустановку счетчиков;

  • возможность утверждения лицензионных условий уполномоченным законом государственным коллегиальным органом (регулятором), согласование видов деятельности, подлежащих лицензированию, с положениями закона «О рынке природного газа»; определение месячного переходного периода с даты утверждения лицензионных условий для переоформления лицензии;

  • определение в законе Украины «О рынке природного газа» обязанности оператора газораспределительной системы открывать в уполномоченных банках текущие счета со специальным режимом использования для зачисления средств, поступающих в качестве платы за услуги по распределению природного газа.

Такие системные изменения возможно и являются целесообразными, но, обращаем внимание, что все расходы, которые понесут согласно этому проекту закона облгазы, будут компенсированы из карманов простых граждан за счет включения их в тариф.

ЗСТ с Канадой: чего ожидать от взаимной торговой либерализацииЗона свободной торговли с Канадой может стать как прекрасной возможностью для наращивания экспорта, так и насытить украинский рынок импортными канадскими товарами.

Кроме того, группа депутатов во главе с Ольгой Бельковой предлагает автоматически продлить разрешения на пользование недрами, предоставленные Государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз», на участки, расположенные на временно оккупированной территории, на все время оккупации, а также снять аресты и запреты на отчуждение имущества АО «Черноморнефтегаз». Анализ указанного законопроекта можно посмотреть в материале от 14 марта.

Также гармонично в этот раздел вписывается проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения ряда аспектов нефтегазовой отрасли» (№3096). Предложенные проектом изменения направлены на совершенствование процедуры предоставления земельных участков для проведения изыскательских работ и работ по строительству, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции объектов трубопроводного транспорта, строительство нефтяных и газовых скважин и связанных с их эксплуатацией объектов.

Бесспорно, все эти предложения нацелены на уменьшение расходов нефтедобывающих компаний, чего никто не скрывает. Но законопроект также позволит увеличить объемы нефти и газа собственной добычи, что в условиях отказа от российского голубого топлива и высоких закупочных цен на газ из Европы является жизненной необходимостью.

Бизнес

Верховная Рада во втором чтении рассмотрит законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О теплоснабжении» относительно стимулирования производства тепловой энергии из альтернативных источников энергии» (№4334). Документом предусмотрена установка предприятиям стимулирующих тарифов на тепловую энергию, производимую для нужд бюджетных учреждений и населения из альтернативных источников на уровне 0,9 тарифа на тепловую энергию из газа для нужд бюджетных учреждений, что, в свою очередь, позволит сэкономить средства потребителей при расчетах за услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения.

Проект имеет легкий оттенок лоббизма энергетических компаний, но в этом нет ничего страшного, если он поможет отойти от практики энергообеспечения с помощью углеводородов.

План реформ на 2017-й: какие кардинальные изменения Кабмин запланировал в этом году«Слово и Дело» собрало самые главные обещания членов правительства по реформированию отдельных сфер жизни страны уже в 2017 году.

К рассмотрению также вносится подготовленный ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О введении новых инвестиционных возможностей, обеспечении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации» (относительно механизма закупки энергосервиса)», (№4549). Документ прежде всего имеет техническое значение. Он направлен на унификацию терминологического аппарата, уточнение административных процедур закупок и их упрощение для отдельных субъектов. Если подробнее, то он внедряет возможность использования процедуры открытых торгов и переговорной процедуры закупки, устанавливает требования к объявлению о проведению процедуры закупки энергосервиса и тендерной документации, регулирует особенности рассмотрения и оценки тендерных предложений и дополнительные основания для отмены торгов. Авторы законопроекта убеждены, что его принятие позволит привлечь средства частных инвесторов к проектам по термомодернизации в бюджетных учреждениях, что нацелено на экономию потребления топливно-энергетических ресурсов, а следовательно – и на сохранение средств налогоплательщиков. Когда речь идет об экономии бюджетных средств и повышение рациональности их использования – это всегда прогрессивно.

Кроме того, ко второму чтению подготовлен депутатский законопроект №5105 «О внесении изменений в Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» (относительно государственных инвестиционных проектов)». Сложно говорить о каких-то концептуальных отличиях от первичной редакции документа, поскольку в комитет были направлены всего-навсего 5 предложений и поправок к нему, из которых одна удовлетворена, одна учтена по сути, а остальные отклонены. Основополагающая идея проекта закона заключается в намерении согласовать между собой отдельные законодательные акты и усовершенствовать проведение оценки, отбора и мониторинга инвестиционных проектов, в которые могут быть привлечены бюджетные средства. Также применяется разграничение государственного и местного инвестирования с упрощением процедуры получения государственной поддержки.

Инфраструктура

Также народные избранники в очередной раз намерены уделить внимание пакету законопроектов, касающихся регулирования транспортной отрасли. В данном случае речь идет о законопроекте №2712 «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины (относительно содействия развитию судоходства в Украине)». Уместно заметить, что он пылится в парламентских комитетах еще с апреля 2015 года. Данная законодательная инициатива направлена как на возрождение и пополнение флота под государственным флагом, так и на привлечение инвестиционного капитала в судоходный бизнес. Достичь этих целей авторы законопроекта предлагают путем либерализации подхода и гибкости законодательного регулирования торгового и пассажирского судоходства под государственным флагом Украины.

О вопросах водного транспорта говорится и в законопроекте №2745 «О внутреннем водном транспорте». Спустя 26 лет независимости народные избранники наконец решили отдельным базовым законом урегулировать отрасль внутреннего водного транспорта. Документ состоит из 85 статей, объединенных в 11 разделов. Проектом предусматривается целый ряд стимулирующих новаций для перемещения грузопотоков с автомобильных дорог на внутренний водный транспорт для сохранения дорожного покрытия и экологии, наращивания отечественного судостроения, рост конкурентоспособности внутреннего водного транспорта и его привлекательности для иностранных инвестиций. Уделяется внимание сохранению и развитию прибрежных полос и имеющейся инфраструктуры.

Готова ли инфраструктура Украины к приходу новых авиакомпаний? Обзор обещаний политиковС развитием рынка воздушных перевозок в Украине все более актуальным становится вопрос готовности наземной инфраструктуры. Как политики выполняют свои обещания по этому поводу, выясняло «Слово и Дело».

Следующий документ – законопроект №4644 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения их в соответствие с законодательством Европейского Союза в сфере перевозки опасных грузов», разработанный Министерством инфраструктуры. Он нацелен на имплементацию в национальное законодательство требований международных договоров Украины в области перевозки опасных грузов, в частности, в части требований Директивы Евросоюза 2008/68. Кроме того, законопроектом создаются предпосылки для дальнейшего реформирования национального законодательства на подзаконном уровне.

Переселенцы

К сожалению уже третий год в Украине существует целая прослойка людей, которые были вынуждены покинуть свои дома и переехать в другие части нашей страны. В четверг Верховная Рада рассмотрит два проекта, призванных несколько подсластить горькую судьбу вынужденных переселенцев. В первую очередь это проект закона «О внесении изменений в закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» (относительно получения коммунальных услуг) (№2481). Основная идея данного законопроекта заключается в установлении прав внутренне перемещенных лиц на получение коммунальных услуг по соответствующим ценам и тарифам, установленным уполномоченными государственными органами для населения, проживающего в той местности, где проживают внутренне перемещенные лица.

Проект закона «О внесении изменений в статью 3 закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» (№4022а) предлагает внести изменение, предусматривающее исключение из перечня документов, в которые вносятся сведения о месте пребывания лица, справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица.

Правоохранительный блок

Почти год назад Верховная Рада рассматривала в первом чтении проект закона о частной детективной (розыскной) деятельности (№3726) авторства народных депутатов – членов правоохранительного комитета. Он представляет собой несколько переработанный законопроект о детективной деятельности, блуждающий по Раде еще с позапрошлого созыва. Он имеет легкий лоббистский оттенок, призван ввести в правовую систему Украины понятие частной детективной деятельности и закрепить правила игры для частных детективов. Документ предусматривает достаточно широкие права для частных детективов, использование ряда спецсредств и нелетального оружия.

Коммунальные услуги

О тарифах и коммунальных услугах сказано много и, наверное, больше, чем на самом деле нужно. Неоднократно оппозиционно настроенные политические силы в Раде ультимативно заявляли об их завышеннности, несопоставимости и экономической необоснованности. Все еще свежи в памяти и заявления экс-премьера Арсения Яценюка о стоимости природного газа собственной добычи в 70 долл. за кубометр. Однако стремительное подорожание энергоресурсов остается неизменным. Для создания эффекта громоотвода депутатам уже далеко не в первый раз предлагают ко второму чтению законопроект №1581 «О жилищно-коммунальных услугах». Очевидно, что на конечную стоимость энергоресурсов он вряд ли повлияет, а вот на коммунальные платежи – вполне. Как уже отмечалось, законопроект в большей степени, чем действующий, раскрывает понятие и содержание, приводит характеристики жилищно-коммунальных услуг, нормирует отношения, возникающие в процессе их оказания и потребления. Среди основных новаций проекта – автономное теплоснабжение, коммерческий учет услуг, принципиальное изменение механизма ценообразования. Учитывая социальную значимость документа и неоднократную миграцию с одной недели пленарных слушаний в другую, ему уже уделялось внимание. Подробнее о законопроекте – в нашем обзоре от 18 октября 2016 года.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...