Турецкий референдум в украинских декорациях. Колонка Османа Пашаева

Читати українською
Осман Пашаевжурналист

Оранжевая революция. Верховный суд Украины отменяет результаты второго тура, а дальше – альтернативная история Украины... Что было бы, если бы турецкий референдум состоялся не в Турции, а в Украине?

Лидер оппозиции Дениз Байкал тайно встречается с Эрдоганом и обещает через парламент снять ограничения на его политическую деятельность, существующие из-за криминального дела в прошлом (Виктор Ющенко в 2004-м ради мира в стране становится Президентом без полномочий и оставляет Януковича премьер-министром).

Оранжевая революция победила, Ющенко – Президент, но для недопущения гражданского противостояния и узурпации власти, а также сомнительного с юридической точки зрения третьего тура, депутаты решают одним пакетом превратить Украину в парламентскую республику и выбрать Президента в сессионном зале.

История протестного движения Украины: от Революции на граните до «кредитного майдана»История протестного движения Украины чрезвычайно богата. Стоит отметить, что, в отличие от других постсоветских стран, протесты в Украине является действенным инструментом влияния на власть.

Страну из-за преследований покидает только молодой олигарх Джем Узан (Валерий Хорошковский), организатор «Молодой партии» («Озимого поколения», которому не удалось преодолеть проходной барьер). На его активы накладывают аресты, а самый популярный телеканал – «Интер Стар» («Интер» и остальные СМИ) становятся собственностью людей, близких к премьер-министру. Но по молодому олигарху в принципе никто не скучает. Узан вынужден жить на курортах греческой части Кипра (Хорошковский вынужден жить на курортах Лазурного побережья Франции). О нем быстро забывают все.

На фоне глобального роста в мире экономика Турции (Украины) тоже движется вверх, а в 2005 году ЕС официально признает Анкару (Киев) кандидатом на вступление в Евросоюз.

Если все это становится реальностью, в 2007 году полиция находит в (Центр UA Олега Рыбачука) «доказательства» подготовки к перевороту в стране. Следствие доказывает, что тайная организация «Эргенекон» («Триполье») проникла в армию, медиа и государственные структуры. А за решетку гипотетически попадают экс-вице-премьер Олег Рыбачук, журналист и общественный активист Светлана Залищук, журналист Сергей Лещенко, экс-министр обороны Анатолий Гриценко, журналист Роман Скрыпин, юрист Виктор Шишкин, профессор Сергей Квит, ректор Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий адвокат Татьяна Монтян, историк Вахтанг Кипиани, политик Юлия Тимошенко, лидеры Комитета избирателей Украины Игорь Попов и Александр Черненко. В общем «садят» около трехсот журналистов, ректоров университетов, общественных активистов. Тимошенко, Гриценко, Рыбачук и Монтян приговаривают к двум пожизненным срокам.

Успешный (Янукович) на досрочных выборах усиливает парламентскую фракцию в Верховной Раде.

А тем временем Прокурор Абдурахман Ялчинкая (судья Василенко в 2008-м) неожиданно доводит до Верховного суда дело о закрытии господствующей «Партии Справедливости и Развития» («Партии Регионов») по признакам узурпации власти в Украине религиозными (криминальными) группировками. В августе Конституционный суд страны принимает во внимание все доказательства, штрафует партию за это, но под давлением Евросоюза для закрытия («Партии Регионов») не хватает одного голоса. Накануне звучит совместное заявление послов Евросоюза о том, что политическую модель страны должны определять избиратели, а армия (гражданское общество) не вправе указывать судам, каким партиям быть в стране.

Все это время между светским Президентом Ахметом Неджетом Сезером и премьер-министром Эрдоганом («оранжевым» Президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Виктором Януковичем) возникают споры, но теперь все чаще парламентское большинство преодолевает вето Главы государства благодаря лидеру партии националистического движения Девлету Бахчели и его небольшой парламентской фракции («Свободе» Олега Тягнибока).

Семилетний срок Сезера (вторая каденция Ющенко подходит к концу), и (Янукович) решает провести через парламент на эту должность своего человека Абдуллу Гюля (Бориса Колесникова). Армия (гражданское общество) делает заявление на сайте Генштаба Турции (на сайте фонда «Возрождение») об опасности монополизации власти в стране. Возникает парламентский кризис. Происходят выборы и новый состав парламента выбирает (Бориса Колесникова) Президентом страны, одновременно проходит референдум о восстановлении всенародных выборов Президента в будущем.

Телепутч, или Хунта наоборотПосле субботних событий в Турции становится очевидным, что попытка военного переворота была обречена с самого начала и в итоге принесла политические дивиденды президенту страны, который, кстати, сам мог быть причастен к ее организации.

Проповедник Фетуллах Гюлен из Пенсильвании (руководитель «Союза Работодателей» Дмитрий Фирташ из Вены) приветствуют демократические шаги премьер-министра. Прокурор Зекерия Озь (прокурор Ренат Кузьмин) начинает новое большое дело против агентов влияния, готовящих государственный переворот в стране. Дело «Кувалда» («Гвозди Сороса») становится громким и масштабным и окончательно зачищает сеть гражданских институтов в стране.

В парламенте до сих пор второй по численности остается Республиканская Народная (партия «Народный Рух»), основанная (Ататюрком) (Вячеславом Чорноволом), которую критикуют со всех сторон и прежде всего в оппозиционных кругах, но понимают, что это последний структурированный островок сопротивления, который власть не решается разрушать. Темпы экономического роста давно уже не такие впечатляющие как раньше, власти все чаще приходится заигрывать на религиозных чувствах свои избирателей. В 2009-м налоговая атакует самый влиятельный медиа-холдинг страны – «Доган медиа» самого прозападного олигарха Айдина Догана («Старлайт медиа» самого прозападного олигарха Виктора Пинчука). Компании, связанные с ним, получают штрафы на сумму более 4 миллиардов долларов, что можно перевести на человеческий язык как тотальное уничтожение. Олигарха подвешивают на этом деле и телеканалы СNNturk, самая популярная газета «Хюрриет» и другие медиа-платформы Айдина Догана (телеканалы ICTV, СТБ и другие медиа-платформы Виктора Пинчука) начинают занимать конструктивную позицию в отношении руководителя правительства и его партии.

Когда почти все зачищено и открывается путь к безграничной власти, в 2013 году из-за дурацкого строительства торгового центра в Гези-парке и жесткого разгона недовольных студентов-экологов (неподписания Европейской ассоциации и жесткого разгона недовольных студентов начинается) Революция на Таксиме (Ревоюция Достоинства). Виктор Янукович от неожиданности покидает страну из-за запланированных визитов в страны Магриба (Россию и Китай).

После жестких разгонов на площади Стамбула и Анкары (Львова, Киева и других городов) западной и южной Турции (центральной Украины) выходят миллионы людей. Власть начинает переговоры. Полиция покидает Майданы и начинаются мирные ненасильственные протесты, которые больше напоминают многомиллионный карнавал. Впрочем через две недели нервы (Януковича) не выдерживают, и он дает приказ жестко зачистить все площади страны. На этот раз за решетку отправляют (Мустафу Найема и остальных журналистов и политиков) по статье «массовые беспорядки» и «нарушение общественного порядка». В стамбульськом районе Джихангир (на киевском Подоле проводят спецоперации в домах актеров, писателей, сценаристов и возбуждают уголовные дела за хранение и употребление марихуаны).

Через год в стране происходят общенациональные выборы. Эрдоган (Янукович, а может и Порошенко) побеждает слабую коалицию и единого кандидата от социал-демократов и националистов Экмеледдина Ихсаноглу (УДАРа, «Народного фронта» и «Свободы» – Виталия Кличко). У половины страны начинается депрессия. Президент (Петр Алексеевич Янукович) настаивает на том, что отныне ему нужна власть, которая никоим образом не будет ограничена Верховной Радой. Премьер-министр Бинали Йилдырым (Борис Колесников или Владимир Гройсман – как вам больше нравится) с радостью соглашается на политическое харакири.

Восстановление смертной казни в Турции – Эрдоган объявил свою «первую задачу»После объявленных результатов конституционного референдума Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что намерен вернуть в Турцию смертную казнь.

В стране происходит попытка государственного переворота, который выглядит как постановочное шоу, хотя в нем погибает почти триста мирных граждан, выщедших на защиту государственного строя. Демократия побеждает. В тюрьму отправляют адъютанта Эрдогана – Али Язиджи (Януковича – Сергея Левочкина). Власти объявляют своего давнего союзника (Дмитрия Фирташа) организатором мятежа. Возникает аббревиатура ФЕТО (Фирташа Террористическая Организация). Под это клеймо попадают уже сотни тысяч граждан, судьи, прокуроры, военные, но массовее всего увольняют и арестовывают учителей школ и преподавателей университетов.

Эрдоган Янукович в течение недели демонстрирует единение всех политических сил. Оппозиция тоже выражает протесты против попыток (Фирташа и Ляшко) устранить Эрдогана (Януковича) военным способом, но еще через неделю он снова возвращается к идее американской президентской модели.

Референдум о предоставлении неограниченных полномочий (Януковичу) происходит в условиях чрезвычайного положения, когда можно запрещать митинги и собрания письмом (глав администраций), закрывать СМИ за подписью чиновника и задерживать граждан без решений суда на 30 суток. Во время голосования председатель ЦИК запрещает учитывать бюллетени без серийного номера в заграничном округе и позволяет учитывать такие же бюллетени внутри страны, если нет прямых доказательств того, что был вброс. Таким образом легализованы от полутора до двух с половиной миллионов бюллетеней. Хотя разрыв между сторонниками и противниками концентрации власти в руках одного человека едва превысил один миллион. Даже по официальной информации (Янукович) впервые проиграл не только во (Львове и Киеве), а шокирующее потерял свою цитадель и крупнейшие города страны – Стамбул, Анкару, Адану и Диярбакир (Донецк, Днепр, Одессу и Харьков).

Этот черновик – некая сумасшедшая история Украины, но это было совсем не о нашей стране. Или не совсем.

Осман Пашаев, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: