15 марта на совместной с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном пресс-конференции коммерческий директор ирландской лоукост-авиакомпании Ryanair Дэвид О’Брайян объявил о запуске в октябре этого года из Украины сразу 22 рейсов – в Нидерланды, Великобританию и Швецию, Польшу, Германию, Венгрию. Пока все рейсы будут осуществляться исключительно из двух мест – аэропортов «Киев» и «Львов». Жителям других городов придется ждать своего шанса, тем временем пользуясь теми транспортными хабами, которые выбирают для себя основные перевозчики.
Нередко причина такого положения вещей кроется в банальной неготовности региональных аэропортов обслуживать международные рейсы на том уровне, приемлемом для ведущих авиакомпаний. Ответственность за нее несут как местные власти, так и руководство страны. Поэтому, в связи с сегодняшней новостью о приходе на рынок Украины крупнейшего лоукостера Европы, «Слово и Дело» решило напомнить отечественным политикам об их обещаниях относительно развития сети аэропортов.
Например, в том же Львове мэр Андрей Садовый в 2013 году пообещал способствовать расширению внутренних рейсов из аэропорта им. Данила Галицкого, и свое слово сдержал: по состоянию на апрель 2015 года, когда аналитики «Слова и Дела» проверили выполнение этого обещания, к списку рейсов добавились перелеты в Днепр и Одессу.
«Зашевелились» тогда и городские головы других городов западной Украины. Например, мэр Тернополя Сергей Надал в 2013-м пообещал представить план развития аэропорта областного центра. Однако оказалось, что желающих инвестировать в его развитие и создание «транспортно-логистического кластера на базе тернопольского аэропорта» просто нет. Также создать логистический центр вокруг местного аэропорта пообещал мэр Винницы Сергей Моргунов. Сказано это было в 2015 году, и пока обещание имеет статус «в процессе выполнения».
Более успешными в реализации своих обещаний оказались мэр Черновцов Алексей Каспрук и губернатор Ровенской области Алексей Муляренко. Первый в марте 2015-го пообещал, что не позволит закрыть Черновицкий аэропорт (в течение того же года тот принял около 130 рейсов), а второй в июне 2016-го – что возобновит чартерные рейсы из ровенского аэропорта (первый такой поднялся в небо 10 июля прошлого года). А вот обещание коллеги Муляренко из Закарпатья – Геннадия Москаля – о том, что в 2017 году международный аэропорт «Ужгород» возобновит работу, пока находится в процессе реализации.
Также немало обещаний, зарегистрированных «Словом и Делом», касаются развития инфраструктуры под гражданскую авиацию на юге Украины, в частности, в Николаеве и Одессе. О том, что Николаев очень нуждается в нормально функционирующем аэропорте, говорит тот факт, что только за 2015-й год портал зарегистрировал три обещания политиков разных уровней по этому поводу. Сначала народный депутат Борис Козырь поднял вопрос продления лицензии для аэропорта (к сожалению, безуспешно), затем экс-губернатор Николаевской области пообещал передать его на баланс областного центра (здесь как раз все удалось), а затем тогдашний мэр города Юрий Гранатуров заверил, что аэропорт начнет функционировать уже к концу 2015 года. Потом, правда, градоначальник сам признался, что поторопился с прогнозом. Последнее обещание о возобновлении работы международного аэропорта «Николаев» в этом году дал нынешний глава области Алексей Савченко.
Аэропорт соседней Одессы хоть и работает, но также нередко становится предметом спекуляций политиков. Дело в том, что там новый терминал (который должен стать основным для международных рейсов) был сдан в эксплуатацию с огромным опозданием всего несколько месяцев назад, а еще там есть острая необходимость в строительстве новой взлетно-посадочной полосы. Так, экс-губернатор Одесской области Михеил Саакашвили свое обязательство открыть новый терминал аэропорта весной 2016-го реализовать не смог, а вот мэр города Геннадий Труханов все еще надеется на строительство современного аэропорта. Как и новый глава Одесской ОГА Максим Степанов – на то, что строительство новой взлетно-посадочной полосы хотя бы начнется в 2017 году.
Застой с вопросом строительства нового терминала и ремонта взлетно-посадочной полосы, несмотря на обещания городского головы Владимира Буряка, наблюдается и в Запорожье.
Впрочем, если все вышеперечисленные политики объединят усилия с профильным министром Владимиром Емельяном, который пообещал в этом году реконструировать ВПП в региональных аэропортах, то все возможно.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»