Сегодня, 14 марта, после двухнедельной паузы начала работу Верховная Рада Украины. Парламентарии настроены решительно, ведь будут работать две недели подряд. Обзор того, именно они планируют заняться, и как собираются улучшать нашу с вами жизнь, предлагаем вашему вниманию в нашем материале. В частности, на этой неделе парламент может поддержать проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств», который легализует PayPal, ApplePay, GoogleWallet и другие платежные ситемы.
Инициативы Президента
Накануне Петр Порошенко внес в ВРУ ряд законопроектов, которые определил как неотложные. Первый – «О внесении изменений в статью 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции» (№6172). Предлагается установить, что действие указанного закона не распространяется на некоторые категории военнослужащих (призванных по мобилизации, лиц сержантского или младшего офицерского состава, курсантов и т. д.). Соответственно у указанной категории лиц исчезает обязанность о подаче электронной декларации до 31 марта.
Указанные изменения вполне логичны и необходимы, ведь общество не испытывает острой необходимости в подаче декларации сержантом или курсантом, а в условиях АТО это еще и технически сложно, тогда как ответственность за неподанную декларацию никуда не исчезает.
Но есть еще один нюанс: ранее представители как власти. так и оппозиции, конечно, в разное время, кричали с трибуны о невозможности внесения каких-либо изменений в Закон «О предотвращении коррупции» по причине того, что действующая редакция согласована с европейскими партнерами и была принята именно такой как результат выполнения Украиной обязательств перед европейским сообществом. Поэтому внесение измененя, которое, безусловно, толковое и необходимое, может сдвинуть закон с «мертвой точки» и вызвать ряд других изменений, которые изменят систему декларирования, – в частности и антикоррупционную машину. И не обязательно к лучшему.
Другая инициатива Президента – это проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины» относительно реализации права изменить гражданство» (№6175).
Законопроектом предусматриваются изменения в Закон «О гражданстве Украины», согласно которым:
гражданин Украины, который добровольно приобрел гражданство другого государства, считается выявившим намерение сменить гражданство и давшим согласие на прекращение гражданства Украины (изменения к статье 19);
устанавливается срок, в течение которого лицо, приобревшее гражданство Украины по территориальному происхождению, вследствие принятия в гражданство Украины или восстановлении в гражданстве Украины, обязано вернуть паспорт иностранного государства в уполномоченные органы этого государства. Этот срок составляет один месяц. Также устанавливается обязанность для таких лиц письменно сообщать в десятидневный срок уполномоченному органу Украины о возвращении паспорта иностранного государства.
определяется механизм реализации права гражданина Украины на смену гражданства в случаях, когда его поведение или действия свидетельствуют о признании им иностранного гражданства и сознательный выбор в пользу иностранного гражданства в отношениях с государством иностранного гражданства, влекущих потерю украинского гражданства, и тому подобное.
Указанный проект конкретизирует и делает действенными нормы о гражданстве Украины, закрепленные в Конституции, поэтому заслуживает одобрения. Также Гарант очень удачно подобрал время для внесения законопроекта – как раз, когда был раздут скандал с очередным чиновником с несколькими паспортами. К тому же, есть необходимость отвлечься от темы блокады ОРДЛО, относительно которой Президент сих пор четко не артикулировал свою позицию.
Оккупированные территории
Группа депутатов во главе с Ольгой Бельковой предлагает автоматически продлить разрешения на пользование недрами, предоставленные Государственным акционерным обществом «Черноморнефтегаз» на участки, расположенные на временно оккупированной территории, на все время оккупации, а также отменить аресты и запрещения отчуждения имущества АО «Черноморнефтегаз». Депутаты объясняют необходимость продления сроков действия разрешений на пользование недрами тем, что срок действия разрешений влияет на расчет упущенной выгоды «Черноморнефтегаза», которая будет взыскана с Российской Федерации, когда мы выиграем суд о компенсации ущерба за аннексию Крыма.
Возможно в этом действительно есть логика, но снятие запретов на отчуждение имущества АО «Черноморнефтегаз» может закончиться тем, что вдруг весьма непонятным образом имущество общества может быть продано третьим лицам. Что не запрещено действующим законодательством Украины.
Бизнес
В Украине должны заработать PayPal, ApplePay, GoogleWallet и другие платежные ситемы. Именно это предусматривает проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств», (№5361). Предложенные им изменения имеют нацелены на то, чтобы усовершенствовать регулирование платежных систем, упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений на рынке платежных услуг, предоставить им право осуществлять выпуск электронных денег, усовершенствовать порядок осуществления оверсайта платежных систем, привести национальное уголовное законодательство в соответствие с требованиями законодательства ЕС.
Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг» (№2456-д) предлагает институционально усилить защиту потребителей финансовых услуг, что было давним предложением программы USAID/FINREP-II. Фактически он повторяет некоторые положения законопроекта «О потребительском кредитовании» в части обязанностей, которые возлагаются на поставщиков финуслуг. Также Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку планируется предоставить полномочия по защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе, право налагать штрафы на нечистых на руку поставщиков финуслуг.
Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов) (№3498) депутаты попытаются принять во втором чтении. Этот законопроект является классическим примером того, как диаметрально может меняться концепция законопроекта между первым и вторым чтением. В первом чтении он представлял собой акт, который приводил украинскую финансовую практику в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, имплементируя рекомендации Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA), директивы Европарламента и Евросовета №2014/65/ЕС от 15 мая 2014 года о рынках финансовых инструментов (MiFID II), Регламента Европейского Парламента и Совета №600/2014, датированного тем же днем, о рынках финансовых инструментов (MiFIR), а также Регламента Европарламента и Совета ЕС №648/2012 от 4 июля 2014 года о внебиржевых производных инструментах, центральных контрагентах, торговые репозитариях (EMIR) и проч. Во втором же чтении это уже законопроект, регулирующий деятельность Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
При такой трансформации разработчики законопроекта совсем забыли о статьях 118 и 119 Регламента Верховной Рады. Ведь в пакете документов, поданных к законопроекту, который был предоставлен народным избранникам 1 ноября прошлого года, содержится решение комитета парламента по вопросам финансовой политики и банковской деятельности от 18 октября 2016-го о повторном рассмотрении законопроекта. Тогда как Регламентом такая возможность не предусмотрена. Также в основной сравнительной таблице перед вторым чтение добавлена дополнительная сравнительная таблица, что также не предусмотрено Регламентом. Одним словом, произошло то, что происходит, когда хочешь и хорошее дело сделать и НКЦБФР угодить. И теперь перспективы принятия этого законопроекта во втором чтении очень призрачны.
Также Верховная Рада во втором чтении рассмотрит законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О теплоснабжении» относительно стимулирования производства тепловой энергии из альтернативных источников (№4334).
Проектом Закона предусмотрено установление стимулирующих тарифов предприятиям на тепловую энергию, производимую для нужд бюджетных учреждений и населения из альтернативных источников, на уровне 0,9 тарифа на тепловую энергию из газа, что в свою очередь позволит сэкономить средства потребителей при расчете за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Проект носит легкий оттенок лоббирования энергетических компаний, но в этом нет ничего страшного, если это поможет отойти от практики энергообеспечения с помощью углеводородов.
Газораспределительные системы
8 мая 2015 года вступил в силу Закон Украины «О рынке природного газа», которым установлен запрет использовать на правах хозяйственного ведения газораспределительные системы, владельцем которых является государство. В то же время, механизмы того, каким образом государство должно урегулировать ситуацию, когда ГРС находится в оперативном ведении облгазов, не были прописаны. Сейчас Кабмин в «Проекте Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно обеспечения использования газораспределительных систем)» (№5558) предлагает урегулировать вопрос передачи газораспределительных систем оператору газораспределительной системы на основании договора аренды. С одной стороны это сможет уменьшить доходы облгазов, а с другой операторы ГРС вынуждены будут обратиться к НКРЕКП с просьбой учесть расходы на аренду ГРС в формуле коммунальных платежей. Так что следует ожидать очередного повышения тарифов.
Национальная безопасность и оборона
В первом чтении планируется рассмотреть проект закона о внесении изменений в закон «Об Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Украины» (относительно документального оформления травм (увечья, ранения, контузии) участникам АТО) (№3728). Проект разработан с целью защиты прав военнослужащих, получивших травмы или ранения в зоне проведения АТО, путем изменения механизма оформления документов, необходимых для получения предусмотренных законодательством льгот. В частности, предлагается закрепить обязательность определенных действий военного руководства в случае направления военнослужащих на лечение вне расположения части. Указанные изменения обусловлены практической необходимостью, проявившейся за время проведения АТО при лечении бойцов, и заслуживает одобрения.
Также уже в 22-й раз на рассмотрение Рады выносится законопроект №2504-д авторства народных депутатов Сергея Пашинскиого, Тараса Пастуха и Ивана Винника «О Едином государственном реестре военнообязанных». Он предусматривает создание единого реестра военнообязанных с целью эффективного выполнения задач оборонного характера, в том числе мобилизации. Проект уже был принят в первом чтении, доработан комитетом и отправлен на повторное чтение, теперь ждем его принятия в целом.
Продолжая тему «недоработок» парламента, стоит вспомнить и о проекте №5112 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности военнослужащих и некоторых других лиц», который также не в первый раз появляется в повестке дня. Им предусматривается:
возможность привлекать к административной ответственности за совершение военных административных правонарушений военнообязанных и резервистов во время прохождения сборов;
возможность, наряду с арестом и содержанием на гауптвахте, применения судами альтернативного вида наказания – штрафа – за военные административные правонарушения;
административную ответственность за самовольное оставление воинской части (места службы), кроме военнослужащих срочной военной службы;
административную ответственность за пребывание военнослужащих, военнообязанных и резервистов во время прохождения сборов на военной службе в нетрезвом состоянии;
нормирование вопроса лишения статуса участника боевых действий.
Завершают данной раздел нашего обзора проекты, создающие преференции для компаний, которые выполняют государственный оборонный заказ.
Проект закона «О внесении изменений в подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость продукции оборонного назначения» (№4519-д). Документ предусматривает дополнение Налогового кодекса пунктами о дополнительных видов продукции оборонного назначения (средств радиоэлектронной борьбы, радиоподавления, транкинговой связи, аппаратуры прослушивания направленного действия, радиостанций ультракоротковолнового и коротковолнового диапазона военного назначения, разведывательно-сигнальной аппаратуры в случае, если потребителями являются государственные заказчики с оборонного, определенные Кабинетом Министров), на которые распространяется освобождение от налогообложения.
Также стоит упомянуть проект «О внесении изменений в статью 282 Таможенного кодекса Украины относительно освобождения от обложения пошлиной продукции оборонного назначения» (№4592-д). Он разработан с целью дополнения Таможенного кодекса дополнительными видами продукции оборонного назначения (теми же, что и в предыдущем законопроекте), на которые распространяется освобождение от таможенного налогообложения.
Оба проекта разработаны КМУ, но внесены на рассмотрение парламента через депутатов, поскольку в таком случае нет необходимости получения множества согласований в министерствах и на самом заседании Кабмина. Скорее всего, это сделано с определенным замыслом, поэтому журналистам надо тщательно разобраться в том, какие именно компании выполняют государственный оборонный заказ в перечисленных отраслях и кто является их конечными бенефициарами.
Тарифы
В повестку дня пленарной сессии Рады уже в который раз включается законопроект №1581 «О жилищно-коммунальных услугах» (во втором чтении). Как уже отмечалось, проект закона в большей степени, чем действующий закон, раскрывает понятие и содержание, приводит характеристики жилищно-коммунальных услуг, нормирует отношения, возникающие в процессе их оказания и потребления. Среди основных новаций проекта: автономное теплоснабжение, коммерческий учет услуг, принципиальное изменение механизма ценообразования. Подробнее об этом законопроекте можно прочитать в обзоре от 18 октября прошлого года.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»